Запрос депутатов Сената о развитии малого и среднего бизнеса

20 сентября т.г. депутаты Сената Парламента РК Д. Адильбеков, Е. Султанов, С. Алдашев, Б. Каниев, А. Куртаев, Е. Мамытбеков, С. Лукпанов, Л. Рысбекова направили депутатский запрос касательно проблемных вопросов развития малого и среднего бизнеса.

Премьер-Министр РК

По выработке конструктивных мер, направленных на обеспечение доступности кредитов банков второго уровня для МСБ, созданию государственного финансового сектора для реализации государственных мер поддержки

Доступность субъектов предпринимательства к льготному финансированию обеспечивается за счет инструментов субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам банков второго уровня в рамках программ поддержки предпринимательства. Так, ежегодно на эти цели государством выделяются значительные суммы средств. Фонд «Даму» выступает связующим звеном между государством и бизнесом, осуществляющим реализацию мер господдержки и контроль освоения бюджетных средств.

Одной из причин слабого кредитования МСБ отмечается нехватка длинных и дешевых средств у банков, которые они могли бы направить на кредитование бизнеса.

В этой связи Фонд «Даму» осуществляет обусловленное размещение средств бюджета в банках и микрофинансовых организациях.

Как показала практика, этот инструмент позволяет государству напрямую воздействовать на дефицит ликвидности на рынке кредитования, устанавливать банкам условия относительно регионального и отраслевого распределения объектов кредитования (инвестиции или оборотный капитал) и обеспечивать льготную ставку вознаграждения на конечного заемщика. В целом, это сыграло немаловажную роль в снижении уровня процентных ставок вознаграждения по кредитам МСБ.

Вместе с тем, учитывая потребность бизнеса в микрокредитовании, рассматривается вопрос активизации МФО и лизинговых компаний в кредитовании МСБ.

В качестве новой инициативы по поддержке предпринимательства в июле т.г. запущено микрокредитование субъектов микро и малого предпринимательства.

Кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели также доступны по ставке 6 % годовых с предоставлением 85% государственной гарантии. Учитывая небольшие суммы по кредитам, а также упрощенный механизм предоставления, планируется обеспечить максимальный охват предпринимателей финансированием.

В текущих условиях Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка принимаются необходимые стимулирующие меры по увеличению кредитования МСБ.

Следует отметить, что создание государственного финансового центра по кредитованию МСБ отрицательно повлияет на уровень конкуренции на рынке и исказит основные принципы рыночных отношений и реальную стоимость денег экономики. Кроме того, создание такого государственного финансового центра предполагает концентрацию рисков и потребует постоянное выделение бюджетных средств для устойчивости его финансового обеспечения, тем самым обеспечивая рынок «дешевыми деньгами».

По проработке механизма государственных закупок, исключающий сговор организаторов и участников, а также по усилению ответственности должностных лиц за нарушение процедур госзакупок и расходования бюджетных средств

В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» (далее – законопроект). Нормы законопроекта направлены на повышение эффективности проведения государственных закупок в результате упрощения процедур и устранения излишнего регулирования.

Законопроект предусматривает введение новых способов осуществления государственных закупок – конкурс с использованием рейтингово-бальной шкалы, конкурс с использованием рамочных соглашений и электронный магазин.

Так, посредством широкой интеграции электронной системы государственных закупок предполагается, что веб-портал будет автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг и определять победителя.

Для упрощения процедур государственных закупок будет применен новый способ закупок «конкурс с использованием рамочных соглашений», который позволит существенно сократить сроки закупок до 3 – 5 рабочих дней.

Рамочные соглашения будут использоваться при централизованных закупках типизированных, часто закупаемых товаров, работ, услуг (оплата электроэнергии, канцелярские товары, бензин и т.д.).

Путем внедрения нового конкурентного способа закупок через электронный магазин значительно снизится доля закупок из одного источника. Только в случае невозможности использования данного способа (отсутствие доступа к интернету, невозможность доставки и т.д.) будет осуществляться закуп из одного источника.

В части усиления ответственности должностных лиц за нарушения процедур госзакупок отмечаем, что административная ответственность за нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках регламентируется статьей 207 Кодекса «Об административных правонарушениях».

Также во исполнение пункта 16 Послания Главы государства народу Казахстан от 1 сентября 2020 года разработан и направлен на согласование в Администрацию Президента проект Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», который до конца года будет внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.

По проработке соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство, рассмотрению возможности уменьшения количества подзаконных актов, сокращению и облегчению налоговой отчетности

Работа по оптимизации налоговой отчетности периодически проводится по мере изменения налогового законодательства Республики Казахстан. Так, количество форм налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, сократилось с 70-ти в 2008 году до 37-ти в 2019 году.

В рамках реинжиниринга веб-приложения «Кабинет налогоплательщика» внедрен форматно-логический контроль с отправкой системой форм налоговой отчетности после полного устранения ошибок заполнения (расчет итоговых строк в формах осуществляется в автоматическом режиме, без ручного ввода налогоплательщиком).

Также разработаны и применяются специальные приложения, позволяющие формировать налоговую отчетность на базе учетных систем налогоплательщиков и напрямую направлять их в информационные системы Комитета государственных доходов Министерства финансов. В текущем году ряд налогоплательщиков уже представляют в указанном порядке упрощенную декларацию.

В соответствии с налоговым законодательством налоговый учет направлен на обеспечение полноты и правильности исполнения налогового обязательства.

При этом налоговый учет для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации (далее – СНР), значительно упрощен в сравнении с другими налогоплательщиками.

Для указанных налогоплательщиков при применении СНР объектом налогообложения является доход (определен перечень доходов), без учета расходов.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие вышеуказанные режимы налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС, в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

В целях упрощения исполнения налоговых обязательств и обязательств по социальным платежам для индивидуальных предпринимателей прорабатываются предложения по введению налогового режима для данной категории налогоплательщиков со значительным упрощением порядка их налогообложения.

Кроме того, в текущем году будет рассмотрен вопрос разработки мобильного приложения «E-Salyq-business» в целях цифровизации и оптимизации специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей (на примере приложения «Мой налог» Федеральной налоговой службы Российской Федерации).

В настоящее время прорабатывается вопрос введения объединенного социального платежа, который будет включать в себя социальный налог, взносы в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования и обязательные пенсионные взносы работодателя. Таким образом, предлагаемое введение объединенного социального платежа значительно упростит исчисление социального налога и платежей с фонда оплаты труда, так как будет установлена единая облагаемая база.

По совершенствованию земельного законодательства

Министерствами сельского хозяйства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и юстиции ведется работа по созданию информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости» (далее - ИС ЕГКН), по которому ответственным исполнителем является НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан».

В ИС ЕГКН предусмотрено ведение и управление картографической информацией и пространственными данными, предоставление пространственных данных по размещению земельных участков, зданий, строений и сооружений и земель сельскохозяйственного назначения для публикации на портале «электронного правительства», использования данных в информационных системах государственных органов, для предоставления коммерческих услуг для участников рынка, обеспечение прозрачности операций и сделок с недвижимостью на территории республики, ведение и управление правоустанавливающими документами на недвижимое имущество в электронном виде, ведение и управление проектными и техническими документами на недвижимое имущество в электронном виде.

Также ИС ЕГКН предусматривает новый порядок предоставления земельных участков одновременно с возможностью подключения к существующей инфраструктуры (получение АПЗ и тех.условий). В настоящее время разработан соответствующий проект Закона, предусматривающий новый порядок предоставления земельных участков путем прямого предоставления и предоставления посредствам проведения торгов, в том числе в электронном виде.

Прямой механизм предоставления будет реализован на геопорталах местных исполнительных органов посредством выбора земельного участка на «Публичной карте» ИС ЕГКН (свободные земельные участки).

В настоящее время проект Закона направлен на согласование в Администрацию Президента. Правительство следит за ситуацией в секторе МСБ и внимательно изучает поступающие предложения от бизнеса. При необходимости будут реализованы дополнительные меры поддержки и стимулирования.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться