23 Ноябрь 2020, 14:21
20 сентября т.г. депутаты Сената Парламента РК Д. Адильбеков, Е. Султанов, С. Алдашев, Б. Каниев, А. Куртаев, Е. Мамытбеков, С. Лукпанов, Л. Рысбекова направили депутатский запрос касательно проблемных вопросов развития малого и среднего бизнеса.
Премьер-Министр РК
По выработке конструктивных мер, направленных на обеспечение доступности кредитов банков второго уровня для МСБ, созданию государственного финансового сектора для реализации государственных мер поддержки
Доступность субъектов предпринимательства к льготному финансированию обеспечивается за счет инструментов субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования по кредитам банков второго уровня в рамках программ поддержки предпринимательства. Так, ежегодно на эти цели государством выделяются значительные суммы средств. Фонд «Даму» выступает связующим звеном между государством и бизнесом, осуществляющим реализацию мер господдержки и контроль освоения бюджетных средств.
Одной из причин слабого кредитования МСБ отмечается нехватка длинных и дешевых средств у банков, которые они могли бы направить на кредитование бизнеса.
В этой связи Фонд «Даму» осуществляет обусловленное размещение средств бюджета в банках и микрофинансовых организациях.
Как показала практика, этот инструмент позволяет государству напрямую воздействовать на дефицит ликвидности на рынке кредитования, устанавливать банкам условия относительно регионального и отраслевого распределения объектов кредитования (инвестиции или оборотный капитал) и обеспечивать льготную ставку вознаграждения на конечного заемщика. В целом, это сыграло немаловажную роль в снижении уровня процентных ставок вознаграждения по кредитам МСБ.
Вместе с тем, учитывая потребность бизнеса в микрокредитовании, рассматривается вопрос активизации МФО и лизинговых компаний в кредитовании МСБ.
В качестве новой инициативы по поддержке предпринимательства в июле т.г. запущено микрокредитование субъектов микро и малого предпринимательства.
Кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели также доступны по ставке 6 % годовых с предоставлением 85% государственной гарантии. Учитывая небольшие суммы по кредитам, а также упрощенный механизм предоставления, планируется обеспечить максимальный охват предпринимателей финансированием.
В текущих условиях Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка принимаются необходимые стимулирующие меры по увеличению кредитования МСБ.
Следует отметить, что создание государственного финансового центра по кредитованию МСБ отрицательно повлияет на уровень конкуренции на рынке и исказит основные принципы рыночных отношений и реальную стоимость денег экономики. Кроме того, создание такого государственного финансового центра предполагает концентрацию рисков и потребует постоянное выделение бюджетных средств для устойчивости его финансового обеспечения, тем самым обеспечивая рынок «дешевыми деньгами».
По проработке механизма государственных закупок, исключающий сговор организаторов и участников, а также по усилению ответственности должностных лиц за нарушение процедур госзакупок и расходования бюджетных средств
В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок» (далее – законопроект). Нормы законопроекта направлены на повышение эффективности проведения государственных закупок в результате упрощения процедур и устранения излишнего регулирования.
Законопроект предусматривает введение новых способов осуществления государственных закупок – конкурс с использованием рейтингово-бальной шкалы, конкурс с использованием рамочных соглашений и электронный магазин.
Так, посредством широкой интеграции электронной системы государственных закупок предполагается, что веб-портал будет автоматически присваивать потенциальным поставщикам соответствующий рейтинг и определять победителя.
Для упрощения процедур государственных закупок будет применен новый способ закупок «конкурс с использованием рамочных соглашений», который позволит существенно сократить сроки закупок до 3 – 5 рабочих дней.
Рамочные соглашения будут использоваться при централизованных закупках типизированных, часто закупаемых товаров, работ, услуг (оплата электроэнергии, канцелярские товары, бензин и т.д.).
Путем внедрения нового конкурентного способа закупок через электронный магазин значительно снизится доля закупок из одного источника. Только в случае невозможности использования данного способа (отсутствие доступа к интернету, невозможность доставки и т.д.) будет осуществляться закуп из одного источника.
В части усиления ответственности должностных лиц за нарушения процедур госзакупок отмечаем, что административная ответственность за нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках регламентируется статьей 207 Кодекса «Об административных правонарушениях».
Также во исполнение пункта 16 Послания Главы государства народу Казахстан от 1 сентября 2020 года разработан и направлен на согласование в Администрацию Президента проект Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», который до конца года будет внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента.
По проработке соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство, рассмотрению возможности уменьшения количества подзаконных актов, сокращению и облегчению налоговой отчетности
Работа по оптимизации налоговой отчетности периодически проводится по мере изменения налогового законодательства Республики Казахстан. Так, количество форм налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками, сократилось с 70-ти в 2008 году до 37-ти в 2019 году.
В рамках реинжиниринга веб-приложения «Кабинет налогоплательщика» внедрен форматно-логический контроль с отправкой системой форм налоговой отчетности после полного устранения ошибок заполнения (расчет итоговых строк в формах осуществляется в автоматическом режиме, без ручного ввода налогоплательщиком).
Также разработаны и применяются специальные приложения, позволяющие формировать налоговую отчетность на базе учетных систем налогоплательщиков и напрямую направлять их в информационные системы Комитета государственных доходов Министерства финансов. В текущем году ряд налогоплательщиков уже представляют в указанном порядке упрощенную декларацию.
В соответствии с налоговым законодательством налоговый учет направлен на обеспечение полноты и правильности исполнения налогового обязательства.
При этом налоговый учет для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации (далее – СНР), значительно упрощен в сравнении с другими налогоплательщиками.
Для указанных налогоплательщиков при применении СНР объектом налогообложения является доход (определен перечень доходов), без учета расходов.
При этом индивидуальные предприниматели, применяющие вышеуказанные режимы налогообложения и не являющиеся плательщиками НДС, в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.
В целях упрощения исполнения налоговых обязательств и обязательств по социальным платежам для индивидуальных предпринимателей прорабатываются предложения по введению налогового режима для данной категории налогоплательщиков со значительным упрощением порядка их налогообложения.
Кроме того, в текущем году будет рассмотрен вопрос разработки мобильного приложения «E-Salyq-business» в целях цифровизации и оптимизации специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей (на примере приложения «Мой налог» Федеральной налоговой службы Российской Федерации).
В настоящее время прорабатывается вопрос введения объединенного социального платежа, который будет включать в себя социальный налог, взносы в Государственный фонд социального страхования, Фонд социального медицинского страхования и обязательные пенсионные взносы работодателя. Таким образом, предлагаемое введение объединенного социального платежа значительно упростит исчисление социального налога и платежей с фонда оплаты труда, так как будет установлена единая облагаемая база.
По совершенствованию земельного законодательства
Министерствами сельского хозяйства, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и юстиции ведется работа по созданию информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости» (далее - ИС ЕГКН), по которому ответственным исполнителем является НАО Государственная корпорация «Правительство для граждан».
В ИС ЕГКН предусмотрено ведение и управление картографической информацией и пространственными данными, предоставление пространственных данных по размещению земельных участков, зданий, строений и сооружений и земель сельскохозяйственного назначения для публикации на портале «электронного правительства», использования данных в информационных системах государственных органов, для предоставления коммерческих услуг для участников рынка, обеспечение прозрачности операций и сделок с недвижимостью на территории республики, ведение и управление правоустанавливающими документами на недвижимое имущество в электронном виде, ведение и управление проектными и техническими документами на недвижимое имущество в электронном виде.
Также ИС ЕГКН предусматривает новый порядок предоставления земельных участков одновременно с возможностью подключения к существующей инфраструктуры (получение АПЗ и тех.условий). В настоящее время разработан соответствующий проект Закона, предусматривающий новый порядок предоставления земельных участков путем прямого предоставления и предоставления посредствам проведения торгов, в том числе в электронном виде.
Прямой механизм предоставления будет реализован на геопорталах местных исполнительных органов посредством выбора земельного участка на «Публичной карте» ИС ЕГКН (свободные земельные участки).
В настоящее время проект Закона направлен на согласование в Администрацию Президента. Правительство следит за ситуацией в секторе МСБ и внимательно изучает поступающие предложения от бизнеса. При необходимости будут реализованы дополнительные меры поддержки и стимулирования.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться