Запрос депутатов Мажилиса о государственной информационной политике

16 октября 2019 года депутаты от Ассамблеи народа Казахстана Ш. Хахазов, Р. Ким, Н. Микаелян, Ш. Нурумов, Ю. Тимощенко, Н. Жұмаділдаева, а также депутат фракции партии «Нур Отан» М. Чирков направили депутатский запрос касательно некоторых вопросов государственной информационной политики.

Премьер-Министр РК — Аскар Мамин

На сегодняшний день Правительством реализуется комплекс мер по проведению качественной государственной политики в средствах массовой информации (далее – СМИ), принимаются конкретные меры по повышению устойчивости отечественного информационного пространства и конкурентоспособности казахстанской медиапродукции. В целях реализации государственной информационной политики ежедневно во всех СМИ на постоянной основе сопровождаются и разъясняются общественнополитическая ситуация в стране, деятельность государственных органов и организаций, разъясняются отраслевые и государственные программы, новые инициативы Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Главы государства, Парламента, Правительства.

В целом, ведется комплексная работа по повышению эффективности и устойчивости деятельности СМИ Казахстана, а также решению стратегических задач по увеличению уровня востребованности и удовлетворенности со стороны населения отечественными медиаресурсами. Более детальная информация по вопросам, изложенным в депутатском запросе, прилагается. 

Приложение 

Согласно действующему законодательству свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан, а цензура запрещается.

На сегодняшний день более 90% средств массовой информации (далее - СМИ) в стране являются частными и согласно законодательству государство не вправе вмешиваться в их деятельность и редакционную политику. В целях выявления доли негативных новостей Министерством информации и общественного развития (далее – МИОР) проведен анализ информационного поля, который показал малую долю негативных материалов в сети Интернет в общей информационной повестке дня.

Так, за последний месяц доля негативных материалов составляет 2,3% от общего объема, а доля умеренно-негативных материалов составила 7,2%. В целом, за текущий год по сравнению с 2018 годом доля негативных материалов снизилась на 0,8% и составила 1,3% от общей информационной повестки. Как показывает мировая практика, при формировании информационной повестки, аудитория обращает внимание на наиболее резонансные темы, которые в большинстве в своем имеют негативный характер. Восприятие аудиторией той или иной новости напрямую зависит от уровня образованности, культурного кода среды.

Следует отметить, что сегодня блогеры при публикации и распространении материалов прежде всего опираются на информацию, вышедшую в традиционных СМИ, формируя лишь фон обсуждения вокруг данной новости. При этом, согласно исследованию, проведенному МИОР, показатели доверия со стороны населения к информации, размещенной в социальных сетях, форумах и блогах, составляет лишь 16,54% от опрошенных граждан, а остальная часть доверяют иногда, либо вообще не доверяют данной информации.

Относительно трансляции ненадлежащих реклам на телеканалах следует отметить, что в соответствии с законодательством такие рекламы запрещаются. Уполномоченный орган в области средств массовой информации также не вправе и не должен оплачивать из государственных средств рекламу частных организаций, так как подобного рода реклама относится к скрытой, ненадлежащей рекламе, которая, в свою очередь, запрещена законодательством. 

По вопросу закрытия некоторых телевизионных проектов сообщаем, что МИОР по согласованию с Секретариатом Ассамблеи народа Казахстана  велась работа по форматированию нерентабельных проектов. Так, вместо закрытых проектов, указанных в вашем запросе, в эфире государственного телеканала «Qazaqstan» и радио «Qazaq radiosy» транслируются специальные программы «Менің Қазақстаным» и «Бәйтерек», направленные на повышение имиджа Ассамблеи народа Казахстана в обществе, возрождение, сохранение и развитие культуры, традиций и обычаев, языка представителей всех национальностей. Достигнуты конкретные результаты по расширению аудитории государственных телеканалов. Сегодня «Балапан» является ярким примером тематического канала, быстро ставшего лидером среди нишевых телеканалов. «Балапан» 100% вещает на казахском языке и имеет большой эффект на развитие государственного языка среди детей. С 1 сентября 2018 года запущен первый отечественный юмористический телеканал «Tamasha tv». Это дало толчок развитию отечественной развлекательной сферы. Контент является высокорейтинговым и популярным среди казахоязычной аудитории. По итогам медиазамеров за последний год телеканал поднялся на 11 позиций с 20 на 9 место. Кроме того, ежегодно повышается эффективность реализации государственного информационного заказа по проведению государственной информационной политики в СМИ. МИОР в рамках государственного заказа за последние 3 года произведено 105 отечественных телесериалов, которые стали успешными среди населения. О растущем качестве отечественной сериальной продукции свидетельствует интерес зарубежных каналов к приобретению прав на их трансляцию. К примеру, лицензионные права на трансляцию 15 сериалов, произведенных ТРК «Казахстан», переданы 9 странам (Китай, Монголия, Россия, Беларусь, Индонезия, Кыргызстан и т.д.).

Наряду с этим, МИОР принимаются последовательные шаги по выходу казахстанских СМИ на зарубежные рынки. В настоящее время телеканал «Хабар» активно развивает сотрудничество с российскими спутниковыми и кабельными операторами. Аудитория телеканала в России составляет уже около 20 млн. человек. Телеканал «Kazakh TV» транслируется на 5 языках и доступен более в 100 странах мира (страны Западной и Восточной Европы, Северной и Центральной Америки, Центральной Азии и т.д.). Телеканал является имиджевым проектом страны и пропагандирует миру казахскую идентичность.

Также для повышения имиджа Казахстана, демонстрации уникальных архитектурных ландшафтов городов, памятников истории, литературных достояний, изобразительного искусства и т.д., проводится работа по производству и трансляции 10 имиджевых видеороликов «New begining», в рамках сотрудничества МИОР и телеканала BBC. Ролики будут транслироваться на региональных телеканалах BBC (Ближний восток, Европа, 3 Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регионы). Тем самым прогнозируется высокий охват аудитории. Ведется работа над выходом на рынки приграничных стран казахстанских печатных СМИ.

На стадии завершения работа по открытию в Узбекистане центрально-азиатского офиса информационного агентства «Казинформ».

Кроме того, в целях увеличения охвата населения принимаются меры по внедрению и развитию в стране спутникового и эфирного цифрового телевещания. Цифровое эфирное телевидение расширяет возможность жителям отдаленных и малонаселенных районов смотреть отечественные телеканалы в лучшем качестве. Переход на цифровое вещание с отключением аналогового ведется поэтапно с 2018 года. Первыми полностью перешли Мангистауская, Туркестанская, Жамбылская области и город Шымкент. В этом году переведены на цифровое вещание Алматинская, Павлодарская и Костанайская области. Эту работу по всей республике планируется завершить в 2021 году.

Продолжается работа над расширением охвата вещания государственных радиостанций. Особое внимание здесь уделяется приграничным районам. Сегодня более 300 тыс. человек охвачены государственными радиостанциями в 12 приграничных населенных пунктах Алматинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. В текущем году планируется запустить вещание государственного радио еще в 5 приграничных населенных пунктах Алматинской, Туркестанской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей. В республике успешно функционирует национальное спутниковое телевещание под брендом «ОТАУ ТВ», которое обеспечивает 100%-ный охват территории. Количество абонентов по итогам 2018 года превысило 1,4 млн. абонентов.

Ежедневно проводится работа по выявлению признаков нарушений законодательства Республики Казахстан в области СМИ и телерадиовещания. Мониторингом охвачены республиканские и региональные печатные СМИ, теле-, радиоканалы, отечественные и зарубежные интернет-ресурсы, социальные медиа. В целом, благодаря предупредительной работе с собственниками отечественных телеканалов, улучшилось положение с исполнением нормы о соблюдении языкового баланса на телевидении, а также состояние законности с размещением рекламы на телевидении. Так, в сравнении с 2018 годом, число нарушений снизилось в 2 раза. С начала 2019 года удалено свыше 31 тыс. противоправного контента, пропагандировавшего терроризм и экстремизм, суицидальное поведение, распространение наркотиков и т.д.

В свою очередь, в целях недопущения деструктивного информационного влияния на отечественное информационное пространство МИОР выстроена система координации и межведомственного 4 информационного взаимодействия с пресс-службами государственных органов, в большинстве случаев позволяющая оперативно реагировать на кризисные ситуации, вызывающие негативный резонанс. Работа в данном направлении продолжается и указанные вопросы находятся на постоянном контроле Правительства.
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться