Запрос депутатов Мажилиса о развитии агропромышленного комплекса Казахстана

30 октября 2019 года депутаты фракции «Народные коммунисты»: Т. Сыздыков, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, В. Косарев, М. Магеррамов, И. Смирнова, А. Конуров направили депутатский запрос касательно решения проблем развития аграрного сектора экономики.

Премьер-Министр РК

В настоящее время принимается ряд системных мер в целях решения проблемных вопросов развития сельского хозяйства. 

Так, в рамках реализуемого специального проекта «Ауыл – Ел бесігі» предусмотрены мероприятия по модернизации социальной среды сельских территорий и продвижению идеологии труда в сельской местности. 

На сегодняшний день ведется работа по внесению изменений и дополнений в Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы, предусматривающих меры по реализации задач, поставленных Главой государства, в частности, по обеспечению стабильности и прозрачности мер государственной поддержки, а также повышению эффективности субсидирования.

Кроме того, в Законе «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2020 – 2022 годы», принятом Парламентом Республики Казахстан, предусмотрены минимальные объемы текущих средств, направляемые на субсидирование агропромышленного комплекса, что будет способствовать выделению средств на субсидирование местными исполнительными органами субъектов агропромышленного комплекса не ниже установленных минимальных объемов. Более детальная информация по вопросам, поднимаемым в запросе, представлена в приложении. 

Приложение 

Касательно активизации работы по объединению крестьянских и личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственные кооперативы 

В настоящее время, наряду с развитием вертикально интегрированной якорной кооперации, предполагающей взаимодействие сельхозтоваропроизводителей (далее – СХТП) с крупными мясо и молокоперерабатывающими предприятиями, планируется развивать и горизонтальную кооперацию, предусматривающую объединение фермеров. 

Личное подсобное хозяйство (далее – ЛПХ) может стать полноценным субъектом агропромышленного комплекса (далее – АПК) и получать полный спектр государственной поддержки. Для этого ЛПХ необходимо стать субъектом предпринимательства в формах индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств. Для дальнейшего развития кооперации будет продолжено предоставление микрокредитов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов, индивидуальных предпринимателей, участвующих в якорной кооперации, предусматривающей партнерство мелких и средних крестьянских (фермерских) хозяйств и/или сельскохозяйственных кооперативов со средними и крупными субъектами АПК в целях наращивания производства сельскохозяйственной продукции, гарантированного сбыта продукции, а также увеличения загрузки мощностей предприятий по откорму сельскохозяйственных животных, перерабатывающих предприятий и обеспечения экспорта сельскохозяйственной продукции. 

На сегодняшний день планируется реализация мер по централизованному развертыванию инструментов кооперации. Предусмотрен запуск 50 субъектов кооперации до конца 2021 года путем реализации показательных проектов в отрасли растениеводства и животноводства. 

В растениеводстве планируется реализация 38 проектов по направлениям интенсивное садоводство, закрытый грунт, орошаемое земледелие, традиционное растениеводство. В животноводстве реализуется 12 проектов по направлениям мясное животноводство, молочная продукция и рыбоводство. 

Работа будет строиться по следующим принципам:

  • нацеленность кооперации на конкретную задачу; 
  • увеличение рентабельности проектов за счет технологического сотрудничества участников; 
  • участие в кооперативах только субъектов АПК. На сегодняшний день ведется работа по определению интеграторов (якорных производителей). 

Касательно изменения стиля работы Министерства сельского хозяйства и развития сельских территорий Министерство сельского хозяйства (далее – МСХ) осуществляет руководство в области АПК, орошаемого земледелия и мелиорации, земельных ресурсов, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию государственных органов в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции. МСХ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами. 

Более того, принятие нормативных правовых актов осуществляется в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан. Что касается развития сельских территорий, то данный вопрос находится в компетенции Министерства национальной экономики. Вместе с тем, согласно поручению Первого Президента – Елбасы народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поставлена задача по модернизации социальной среды сельских территорий и продвижению идеологии труда в сельской местности, для достижения которой было поручено запустить специальный проект «Ауыл – Ел бесігі» (далее – Спецпроект). 

Одним из направлений Спецпроекта является модернизация сельских территорий. В настоящее время отобрано 3,5 тыс. сел, обладающих социально – экономическим потенциалом развития, из которых – 1 150 опорных и 2 327 спутниковых. В указанных селах проживает 6,6 млн человек или 85% сельского населения, развитие которых будет приоритетным. 

Так, в 2019 году в рамках Спецпроекта реализуются 452 инфраструктурных проекта в 53 сельских населенных пунктах, где проживает почти 700 тыс. человек. В ходе реализации Спецпроекта проводятся работы по ремонту 73 школ и детских садов, 14 поликлиник, 47 домов культуры и спортивных объектов, начнется строительство 13 физкультурно-оздоровительных комплексов, 13 объектов благоустройства. Также будет отремонтировано и построено 516 км дорог, 35 км сетей водоснабжения, 229 км электроснабжения (освещение), 136 км газоснабжения, 20 км и 6 объектов теплоснабжения. 

Для решения поставленных задач согласно поручению Елбасы на XVIII очередном съезде партии «Нұр Отан» от 27 февраля 2019 года принято решение по финансированию Спецпроекта в размере 90,0 млрд. тенге на 2019 – 2021 гг., в том числе 30,0 млрд. тенге в рамках уточнения республиканского бюджета на 2019 год. 3 Касательно сокращения субсидий, влияющих на производство, и развитие сельского хозяйства Во исполнение пункта 57 Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге», ведется работа по внесению изменений и дополнений в Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы. 

В рамках вносимых изменений Главой государства поручено обеспечить стабильность мер государственной поддержки в сельском хозяйстве, а также повышение эффективности и прозрачности субсидирования АПК. Кроме того, 17 сентября текущего года на совещании в г. Петропавловске «О вопросах развития села и агропромышленного комплекса» Главой государства было поручено в срок до апреля 2020 года провести анализ эффективности и актуализации политики субсидирования с учетом определения приоритетных секторов АПК для повышения их эффективности на среднесрочный период. Для осуществления вышеуказанного анализа разрабатывается Методика оценки эффективности мер государственной поддержки. 

По окончанию разработки указанной Методики планируется проведение анализа эффективности мер государственной поддержки, на основании которого будет принято решение по дальнейшему использованию инструментов государственной поддержки в АПК. 

Касательно трансфертов общего характера 

В настоящее время в Законе «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2020 – 2022 годы», принятом Парламентом Республики Казахстан, предусмотрены минимальные объемы текущих средств, направляемые на субсидирование агропромышленного комплекса, что будет способствовать выделению средств на субсидирование местными исполнительными органами субъектов агропромышленного комплекса не ниже установленных минимальных объемов. Минимальные объемы финансирования из местного бюджета отдельных направлений расходов определяются центральными или местными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы). 

МСХ определены минимальные объемы текущих средств, направляемых на субсидирование АПК в следующих объемах: на 2020 год – 174,5 млрд. тенге, на 2021 год – 180,4 млрд тг, на 2022 год – 183,7 млрд тг. Это означает, что в расходах местных бюджетов местные исполнительные органы должны учесть расходы на субсидирование АПК не ниже установленных минимальных объемов. 

Кроме этого, внесены изменения в Методику расчета трансфертов общего характера, предусматривающие применение нового показателя в отрасли сельского хозяйства «Потенциальный объем продукции сельского хозяйства». Объемы трансфертов общего характера на 2020 – 2022 годы определены с учетом потенциального объема продукции сельского хозяйства по каждому региону. Прогнозный объем валовой продукции сельского хозяйства рассчитан в разрезе регионов с учетом увеличения производства приоритетных видов продукции растениеводства и животноводства. 

Также, на сегодняшний день государственными органами прорабатывается механизм контроля трансфертов общего характера. В этих целях планируется введение отдельного кода Единой бюджетной классификации для расходов, финансируемых за счет субвенций. Это позволит Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан отслеживать на какие расходы местные исполнительные органы направляют республиканские субвенции. 
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться