Запрос депутатов Мажилиса о борьбе с опустыниванием земель в Казахстане

4 декабря 2019 года члены фракции «Nur Otan» К. Каракен, С. Сейдуманов, Г. Щегельский направили депутатский запрос касательно опустынивания территорий Казахстана.

Премьер-Министр РК

Согласно подпункту 19) статьи 12 Земельного кодекса (далее – Кодекс) Министерство сельского хозяйство (далее - МСХ) – является центральным уполномоченным органам по управлению земельными ресурсами. 

Подпунктом 7) пункта 2 статьи 147 Кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель (структурное подразделение местных исполнительных органов (далее – МИО) области, города республиканского значения, столицы, осуществляющее государственный контроль за использованием и охраной земель) организует и проводит государственный контроль за своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель. 

Кроме того, в рамках подпункта 5) статьи 6 Закона «О пастбищах» МСХ разрабатывает и утверждает методику проведения мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ, в том числе аридных. Вместе с тем, в соответствии с Положением о Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов (далее – МЭГПР), утвержденным постановлением Правительства от 5 июля 2019 года № 479, МЭГПР осуществляет руководство в сферах формирования и реализации государственной политики, координации процессов управления в сферах охраны окружающей среды, развития «зеленой экономики», обращения с отходами (за исключением коммунальных, медицинских и радиоактивных отходов), охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, государственного геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, лесного хозяйства, охраны, воспроизводства и использования животного мира и особо охраняемых природных территорий. 

При этом, согласно подпункту 36) пункта 16 указанного Положения МЭГПР осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны климата и озонового слоя Земли, сохранение биоразнообразия, опустынивания и деградации земель. Учитывая, что государственные органы уже наделены необходимыми полномочиями в данной сфере, полагаем нецелесообразным определение уполномоченного органа по борьбе с опустыниванием, а также усиление ответственности местных исполнительных органов за реализацию мер по борьбе с опустыниванием. 

В целом данные вопросы находятся на постоянном контроле Правительства и принимаются соответствующие меры по их реализации. Вместе с тем, направляем согласно приложению информацию о выполнении «Национальной Программы действий по борьбе с опустыниванием» с указанием эффективности принятых программ.

Приложение 

Информация о выполнении «Национальной Программы действий по борьбе с опустыниванием» с указанием эффективности принятых программ Проблема опустынивания/деградации земель сложна и многогранна – она связана с обеспечением водой и управлением водными ресурсами, с методами ведения сельского хозяйства, с качеством почвы и растительного покрова, с изменением климата и сохранением биологического разнообразия. Ратифицировав в 1997 году Конвенцию по борьбе с опустыниванием, Казахстан взял на себя ряд обязательств, таких, как применение комплексного подхода к планированию и осуществление деятельности по борьбе с опустыниванием и ее взаимосвязи с борьбой с бедностью, содействие повышению информированности и участию местного населения, поощрение обмена информацией, передачу, приобретение и адаптацию технологий по борьбе с опустыниванием. 

Концепция перехода РК к «зеленой экономике» подтверждает серьезность проблемы опустынивания и предлагает придерживаться принципов «зеленого» сельского хозяйства такие как: 

  • предотвращение деградации земель и восстановление деградированных земель; 
  • предотвращение дальнейшего выбивания пастбищ; 
  • эффективное использование воды; 
  • рациональное использование ресурсов; 
  • минимизация и повторное использование отходов; 
  • улавливание углекислого газа. 

Также, в соответствии с целью в области устойчивого развития (ЦУР) под номером 15.3 Казахстан взял на себя обязательства по борьбе с опустыниванием, восстановлению деградированных земель и почв, включая земли, затронутые опустыниванием, засухой и наводнениями, и стремятся к достижению мира, в котором не будет деградации земель. Для эффективного принятия решений в области землепользования и управления на региональном, национальном и местном уровнях крайне важно четко определить взаимодействие и взаимосвязь процесса деградации земель с биоразнообразием и связанных с ним экосистемными услугами (такими как, например, опыление, борьба с вредителями, углерод в почве), а также изменением климата. 

Кроме того, в 1994 году Казахстаном подписана и в 1997 году ратифицирована Конвенция по борьбе с опустыниванием (далее – КБО ООН). При поддержке UNEP и UNDP в 1997 году подготовлена «Национальная Программа действий по борьбе с опустыниванием». В 1999 году при содействии ПРООН в качестве второго этапа разработана «Национальная Стратегия и план действий по борьбе с опустыниванием (НПД)», которые базировались на Стратегии «Казахстан-2030». Ратифицировав КБО ООН Казахстан взял на себя обязательства способствовать прекращению опустынивания и смягчению последствий этого явления. 

По линии КБО ООН за последние 10 лет в Казахстане при финансовой поддержке международных агентств реализованы проекты, направленные на снижение последствий опустынивания на общую сумму более чем 85 млн долларов. 

Правительством Республики Казахстан принят ряд законодательных актов в области устойчивого управления земельными ресурсами. Предусмотрены меры по предотвращению опустынивания и деградации земель, комплексному решению экологических проблем Аральского региона, реабилитации зон экологического бедствия и территорий, подверженных радиационным, химическим, биологическим загрязнениям, а также воспроизводству лесов, сохранению биоразнообразия, развитию системы особо охраняемых природных территорий. 

Республика Казахстан по вопросам опустынивания ведет активную политику привлечения донорских финансовых средств и участвует в международных проектах и региональных программах. Проведены научные исследования по теме «Опустынивание и природные опасности Казахстана», охватывающие весь спектр экологических, экономических и социальных последствий, связанных с проблемой опустынивания в республике. Программа по борьбе с опустыниванием в Республики Казахстан на 2005-2015 годы была утверждена Правительством Республики Казахстан 24 января 2005 года. 

Реализация мероприятий программы предусматривалась за счет средств республиканского бюджета и привлечения ресурсов международных организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи. Для реализации 1-этапа (2005-2007 годы) требовалось 3 135,85 млн тг, в том числе из республиканского бюджета – 122,2 млн тг, международные гранты – 3 013,65 млн тг. Однако, Программа по борьбе с опустыниванием в Республики Казахстан на 2005-2015 годы была поставлена на утрату постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года № 162 и утверждена Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы». 

Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы» требовало 35 816,0 млн тг, в том числе из республиканского бюджета – 35 223,9 млн тг, международные гранты – 592,1 млн тг. Вместе с тем, программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы» постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924 поставлена на утрату и утверждена Отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы. 

Программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы была разработана в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». 

В рамках оптимизации действующих программных документов в Программу интегрированы Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Концепция развития и размещения особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года. Программа «Охрана окружающей среды Республики Казахстана на 2008-2010 годы», Программа «Жасыл ел» на 2008-2010 годы, Программа по сохранению и рациональному использованию животного мира и развитию сети особо охраняемых природных территорий до 2010 года, Программа по комплексному решению проблем Приаралья на 2007-2009 годы. 

В рамках Плана мероприятий по реализации отраслевой Программы «Жасыл Даму» на 2010-2014 годы предусмотрена реализация 228 мероприятий, из них 131 мероприятие не требуют финансирования. 

Всего по программе на 2010-2014 годы были запланированы расходы в размере 176969,95 млн тг, в том числе: из республиканского бюджета – 108915,25 млн тг, при этом на: 2010 год – 18337,2 млн тг (освоено 18848,8 млн тг); 2011 год – 31926,6 млн тг (освоено 31320,9 млн тг; из местного бюджета - 47285,53 млн тг, в том числе на: 2010 год – 7674,1 млн тг(освоено 7674,1 млн тг); 2011 год – 10076,33 млн тг (освоено 12233,0 млн тг); международные гранты - 327,83 млн тг, в том числе на: 2010 год - 68,0 млн тг (освоено 8,5 млн тг); 2011 год –100,3 млн тг(освоено 83,9 млн тг); средства займа - 3187,9 млн тг, в том числе на: 2010 год - 1010,8 млн тг(освоено 1121,8 млн тг); 2011 год –1822,9 млн тг (освоено 1144,4 млн тг); собственные средства - 17253,5 млн тг, в том числе на: 2010 год - 1284,6 млн тг (освоено 94%); 2011 год – 968,9 млн тг(освоено 878,4 млн тг). За 2012 год освоено 39,6 млрд тг из 40,7 млрд тг (97,4%). В 2013 году было предусмотрено 35 673,4 млн тг, исполнено 100 %. 

В 2013 году программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы по итогам ревизии государственных и отраслевых программ, проведенной Министерством экономики и бюджетного планирования была отнесена к программам с низким уровнем эффективности реализации и поставлена на утрату. В рамках проекта «Сохранение лесов и увеличение лесистости территории республики», финансируемого за счет займа Всемирного Банка, гранта Глобальным экологическим фондом (далее – ГЭФ) и республиканского бюджета в период с 2007 по 2015 годы на осушенном дне Аральского моря было осуществлено лесоразведение на площади 61 тыс. га. 

Государственными учреждениями лесного хозяйства акимата Кызылординской области за счет местного бюджета начиная с 2015 года по 2018 год на осушенном дне Аральского моря было посажено по 5 тыс. га саксаула в год. Всего посажено 20 тыс. га. 

В соответствие с Соглашением о сотрудничестве между Лесной службой Республики Корея и Комитетом лесного хозяйства и животного мира с 2017 года реализуется проект «Фитолесомелиорация осушенного дна Аральского моря в Кызылординской области». 

В целях реализации данного проекта был разработан Рабочий проект «Создание насаждений на осушенном дне Аральского моря на площади 30 тыс. га». 

В период с 2018 по 2019 годы уже созданы посадки саксаула черного на территории Аральского государственного учреждения лесного хозяйства Кызылординской области на площади 10 тыс. га. 

В настоящее время Комитетом лесного хозяйства и животного мира прорабатывается вопрос по изысканию средств для осуществления лесокультурных работ на оставшихся 20 тыс. га. 

Также в 2019 году ГЭФ предварительно поддержано финансирование проекта «Агролесомелиорация для обеспечения климатической устойчивости и восстановление пастбищных угодий в Казахстане». В рамках указанного проекта будут продолжены работы по облесению осушенного дна Аральского моря. 

В целях сохранения саксауловых насаждений республики приказом Комитета лесного хозяйства и животного мира от 13 августа 2015 года № 211 на участках государственного лесного фонда введен запрет рубок в саксауловых насаждениях, который даст положительный эффект по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан. 

В 2018 году Акиматами областей были утверждены Пошаговые планы увеличения объемов воспроизводства лесов и лесоразведения до 2030 года, в которых предусмотрено выделение финансирования из местных бюджетов на приобретение лесопосадочной техники и оборудования, осуществление лесокультурных мероприятий и создание зеленых зон. 

В целом Пошаговыми планами предполагается осуществить воспроизводство лесов и лесоразведение по республике в объеме 1,5 млн га (показатели с 2011 года по 2030 год), что позволит довести лесистость территории республики до 5% и достичь цели поставленные в ходе заседания Круглого стола министров по восстановлению лесных ландшафтов на Кавказе и в Центральной Азии (Боннский вызов). 
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться