Переход РК к «зеленой» экономике, подготовка кадров и привлечение инвесторов — А. Соспанова о развитии ВИЭ

Правительством РК проводится комплексная работа по внедрению возобновляемых источников энергии в Казахстане. Международная выставка «Экспо-2017» на тему «Энергия будущего» дала серьезный импульс для развития ВИЭ в стране. По инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева создан Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов, который занимается продвижением совместных проектов в области высокотехнологичных производств. В своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства К. Токаев поручил Правительству активизировать работу по расширению использования возобновляемых источников энергии. Подробнее о данной работе в интервью PrimeMinister.kz рассказала директор Департамента по возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики РК Айнур Соспанова.

— Айнур Сапарбековна, 25 сентября в Нур-Султане прошло главное «зеленое» событие 2019 года – III международный саммит по возобновляемым источникам энергии. Также на днях Вы принимали активное участие в XII Евразийском форуме Kazenergy. На сколько нам известно, на повестке дня активно обсуждался вопрос «зеленых» источников энергии. Расскажите как в целом прошел форум и как наша страна вписывается в мировую повестку дня по внедрению новейших «зеленых» технологий?

— «Зеленая» повестка на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем не только в Казахстане. На площадке XII Евразийского форума Kazenergу, III Саммита возобновляемой энергетики энергетическое будущее Казахстана обсуждалось в очень жарких спорах. 

На мировой арене это тоже очень актуальная тема. Буквально на днях Генеральная Ассамблея ООН также обсуждала эту тему. Президент Казахстана дал свои комментарии по этому поводу. Тема очень важная, она затрагивает будущее планеты в целом. 

Казахстан не может оставаться в стороне от этих процессов. Мы имеем богатые углеводородные запасы, ископаемые источники. Мы не можем все время уповать на то, что у нас есть ископаемые источники и нам все равно, что будет в будущем с планетой. Поэтому в 2013 году Указом Главы государства была принята Концепция перехода Казахстана к «зеленой» экономике. Были определены те сектора, в которых у нас есть большой потенциал по озеленению экономики Казахстана. 

Энергетика и возобновляемые источники энергии имеют огромный потенциал. В Концепции были отражены те индикаторы, которые мы будем развивать как в краткосрочном периоде до 2020 г., так и в долгосрочном периоде до 2030-2050 гг. Эти индикаторы в объеме 3% к 2020 г., 10% - к 2030 г. и половина энергопотребления с учетом альтернативных возобновляемых источников к 2050 г. — это пожалуй тот вклад в международные мероприятия по борьбе с изменениями климата, который Казахстан может реально внести. 

Если говорить о дискуссионных площадках в рамках XII Евразийского форума Kazenergу, III Саммита возобновляемой энергетики, то мы видим огромный интерес как со стороны лиц заинтересованных в решении на уровне госорганов, так и большой интерес со стороны инвесторов. Поскольку возобновляемая энергия сегодня становится для инвесторов очень привлекательной. Это благодаря той политике, которую мы проводим в течение последних 10 лет. В 2009 году был принят закон о возобновляемой энергетике. В этом году летом мы отметили 10-летие этого закона. В 2013 году мы внесли изменения в закон и ввели понятие фиксированных тарифов и единого закупщика ВИЭ Расчетно-финансового центра. 

— Что такое фиксированный тариф на ВИЭ?

— Фиксированный тариф ВИЭ — это тот тариф, по которому у инвестора, который построил возобновляемый источник энергии,  государство обязуется купить всю выработанную энергию. Расчетно-финансовый центр заключает 15-летний контракт с данным инвестором, он и является покупателем всей этой энергии. И именно Расчетно-финансовый центр дает этот 15-летний фиксированный тариф. В 2014 году мы приняли Постановлением Правительства фиксированный тариф на ветровую, солнечную энергию, гидроэнергетику, биогазовые установки. С 2014 года произошло активное развитие сектора.

— Премьер-Министр РК А. Мамин в своем выступлении на Евразийском форуме Kazenergу отметил, что портфель возобновляемой энергетики расширился до более 3 тыс. мегаватт и увеличился объем производства на 31%. Что это означает для нас? 

— Контракты, заключенные между инвесторами и Расчетно-финансовым центром, приближаются к 3 тыс. мегаватт. Для Казахстана это впечатляющий объем. На сегодняшний день уже действует 81 объект установленной мощностью 930 мегаватт. Буквально вчера еще одна станция в Карагандинской области мощностью 50 мегаватт была введена в эксплуатацию. Это солнечная станция. Немецкий инвестор уже активно развивает проекты возобновляемой энергетики в Казахстане. В ближайшее время в энергобалансе страны постепенно будут вводиться новые объекты. Все эти 3 тыс. мегаватт, которые сегодня есть в портфеле расчетно-финансового центра, будут постепенно строиться и вводиться в энергобаланс страны. Что это значит для нас? По итогам 2018 г. доля возобновляемой энергетики составляла 1,3% во всей выработанной электроэнергии. По итогам 2019 г. мы ожидаем, что эта доля вырастет до 2,3%. В течение этого года у нас очень активно вводятся в эксплуатацию объекты. По итогам 2019 г. в стране будут действовать 980 мегаватт. Это 86 проектов.

— Сколько проектов ВИЭ уже сейчас реализовано?

— Сейчас из этих 86 проектов работает 81 проект. Еще пять объектов в разных регионах страны будут введены. Для нас это хороший сигнал того, что те цели, которые мы для себя ставим в конце 2020 года — 3%, вполне достижимы.    

— В реализации объектов ВИЭ в основном активное участие принимают иностранные инвесторы, или отечественные инвесторы также заинтересованы в этом? Насколько активны казахстанские компании?

— Активность казахстанских компаний большая. Задача казахстанских компаний — путем подготовки хороших качественных проектов привлечь иностранных инвесторов. Здесь такая синергия от взаимодействия казахстанских компаний с хорошими иностранными инвесторами. У нас уже активно работают и немецкие инвесторы, и британские инвесторы. Начинают развитие испанские инвесторы. Те же нефтяные компании, как Шелл, Эни, Тоталь, Ирен развивают проекты возобновляемой энергетики и уже буквально в следующем году первые проекты именно от нефтяников будут работать в Казахстане. Для нас это хороший сигнал того, что те устойчивые инвесторы, которые уже имеют 20-летний опыт работы в Казахстане в нефтегазовом секторе, приходят в сектор возобновляемой энергетики. Это хорошо. И мы надеемся, что список таких инвесторов, которые хорошо знают Казахстан, наше законодательство будут приходить с открытыми глазами и хорошими знаниями о Казахстане и будут вкладывать в возобновляемую энергетику.

— Давайте все-таки вернемся к социально-экономическом эффекту. 86 проектов — это естественно создание новых рабочих мест. Есть ли статистика касательно трудоустройства казахстанцев на этих предприятиях?

— В разные этапы реализации проектов, конечно, разное количество работников вовлекается в проект. В период строительства 50-мегаваттного проекта солнечной ветровой станции до 300 строителей будут участвовать в реализации проекта. А уже когда проект будет построен, то там небольшой штат сотрудников — от 10 до 30 сотрудников. Из этих 300 строителей, которые работают в период строительства, конечно, большая часть — это казахстанские строители. В период эксплуатации даже если это люди, которые будут заниматься охраной, сопровождением объекта, то привлекаются именно местные жители близлежащих поселков. Поскольку это те регионы, которые находятся далеко от крупных городов, то каждое рабочее место, созданное в этих регионах, очень ценно. 

Еще один социальный эффект — регионы получают налоги. Ведь каждое предприятие, которое образовывается в данном регионе, регистрирует предприятие в этой местности, поскольку выделяется земельный участок и реализуется проект. Они приносят налоги именно в этот конкретный регион. Помимо этого очень многие проекты берут на себя обязательства по социально-корпоративной ответственности, строительство каких-то участков дорог, подъездных путей, освещение улиц населенного пункта, детские дворы, спортивные площадки. Какая будет отдача от этого проекта именно данному населенному пункту обсуждается во время общественных слушаний, которые все проекты обязаны пройти. Компания, которая реализует проект, берет на себя конкретные обязательства и народ уже понимает, что этот проект несет какие-то блага именно им, гражданам этого поселка.

Ну и немаловажно — в каждом таком населенном пункте есть школа, дети, которые на примере данных электростанций начинают понимать, что это. Возможно, благодаря таким проектам, очень многие школьники будут интересоваться энергетикой, пойдут в инженерию, станут хорошими электроэнергетиками и возможно дальше будут продолжать свой жизненный путь именно на таких станциях. И это пожалуй наиболее ощутимый эффект, который связывается с нашим будущим.  

— Ранее Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев поручил создать собственный энергетический потенциал для проведения прикладных исследований и подготовки специалистов. Как обстоит дело с подготовкой кадров, выделяются ли гранты?

— У нас есть университеты, в которых выпускаются специалисты в области электроэнергетики. Имеются специальные дисциплины, преподаватели которых знают технологии возобновляемых источников энергии, и постепенно готовят новых специалистов. Для тех проектов, которые уже сейчас реализуются, конечно, нужны новые кадры, которые уже умеют работать с этим. 

Рядом с сектором возобновляемой энергетики развиваются новые сопутствующие отрасли: услуги, связанные с проектированием, консалтингом, юридическими услугами для сектора возобновляемой энергетики. Это — те сопутствующие рабочие места и специальности, которые должны появляться в стране и постепенно они появляются. Поскольку бизнес всегда подстраивается под нужды государства. Мы это наблюдаем в секторе возобновляемой энергетики. Уже есть казахстанские компании, которые устойчиво оказывают услуги для сектора возобновляемой энергетики и являются драйверами образования новых рабочих мест.

Мы очень активно работаем с университетами. Это — и Назарбаев университет, и Алматинский институт энергетики и связи, Казахстанско-Немецкий университет. Летом мы провели экспедицию, когда студенты Центральной Азии проехали по многим объектам возобновляемой энергетики юга Казахстана, в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, посмотрели, какие проекты возобновляемой энергетики есть в странах. Эта инициатива была поддержана Министерством энергетики РК. Мы просили предприятия возобновляемой энергетики, чтобы они рассказали нашим студентам, что есть. Мы надеемся, что этот опыт будет масштабироваться. Поскольку мы понимаем, что студент, который потратил 20 дней и получил огромный опыт за эти 20 дней, в дальнейшем уже будет специализироваться в этой отрасли, потому что он понимает для чего, зачем он учится, чего он хочет.

— Вы сказали до конца года будет реализовано 86 проектов ВИЭ. Сколько иностранных инвестиций они привлекут в экономику страны?

— Если говорить оценочно, то по итогам 2019 г. у нас будет 86 объектов установленной мощностью 960 мегаватт. Мы оцениваем это в $1 млрд. Это те инвестиции, которые позволят создавать рабочие места, оплачивать налоги и вырабатывать «зеленую» энергию. Помимо этого, конечно, эффект от этих инвестиций — создание новой отрасли и обучение наших казахстанских специалистов. Сюда вовлечены как системный оператор Kegoc, так и сетевые организации.

— Какие виды ВИЭ наиболее активно развиваются в Казахстане? Солнечные, ветровые? Как ВИЭ развиваются в разрезе регионов? Насколько нам известно, ряд проектов уже реализованы в Алматинской области. Что насчет остальных регионов?

— Если говорить в разрезе регионов уже существующих станций, то чемпионами мы выделяем Алматинскую, Жамбылскую и Карагандинскую области. Если говорить про крупные проекты солнечной энергетики, то у нас уже есть 100-мегаваттные станции в Алматинской области — в районе Капчагая недавно в сентябре была открыта 100-мегаваттная солнечная станция. Такие же есть в Карагандинской области в г. Сарань, в Жамбылской области в поселке Бурное. Если говорить про ветровые проекты, то 50-мегаваттные станции у нас есть в Жамбылской области, 45-мегаваттные станции в г. Ерейментау Акмолинской области, 42-мегаваттная станция в Мангистауской области. Ветровые станции постепенно вводятся в эксплуатацию. Первая очередь 100-мегаваттной станции введена в эксплуатацию недалеко от г. Нур-Султан. В следующем году 100 мегаватт этой станции полностью будут введены в эксплуатацию. Это будет самый крупный ветровой проект. Акмолинская область активно развивает возобновляемую энергетику. 

Если говорить о том, по какому принципу выбирать место для реализации проекта, очень важно, конечно, наличие самого ресурса. У нас разработан ветровой и солнечный атласы, которые показывают как регионально располагаются так скажем «месторождения» ветра и солнца. Они в открытом доступе в интернете. Очень многие иностранные инвесторы благодаря этим атласам пришли в Казахстан. Эту работу мы делали совместно с программой развития ООН. Эта та работа, которая позволила показать потенциал возобновляемой энергетики в Казахстане. 

Второй немаловажный шаг, который нужно будет провести, это — исследовать в каких местах в регионах Казахстана доступно сетевое хозяйство. Поскольку интеграция возобновляемых источников энергии в сети — это пожалуй самый сложный и важный вопрос, который нужно решать. Доступность земли в Казахстане большая. У нас много территорий, а вот сети не везде имеют возможность интегрировать такие непостоянные источники энергии, как возобновляемые. Если солнце светит или ветер дует, то энергия вырабатывается. В случае отсутствия этого ресурса, станция не может выработать электроэнергию. Сеть должна будет сбалансировать отсутствие этой электроэнергии, то есть интеграция возобновляемой энергетики — это тот вопрос, который нужно будет решать инвесторам.

Важно понимать, что размещение возобновляемой энергетики должно быть там, где есть потребность в этой электроэнергии. Мы не можем на огромные расстояния транспортировать эту энергию — это и потери, и экономического эффекта не будет. Поэтому необходимо развивать там, где есть потребность. В основном размещение возобновляемых источников энергии планируется и размещается на юге страны, где развиваются новые производства. Поэтому здесь возобновляемые источники мы развиваем с учетом потребностей Казахстана в такой электроэнергии.

— Спасибо за интервью!

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться