Emblem
Официальный ресурс
Премьер-Министра
Республики Казахстан
Menu
Emblem
Close button

Подушевое финансирование и доплаты преподавателям: какие меры принимаются для повышения качества школьного образования в РК

Пятница, 04 января 2019, 14:45:28

В Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Главой государства очень большое внимание уделено дальнейшему развитию системы образования. Президент поручил кардинально повысить качество дошкольного образования, а также сконцентрироваться на исполнении основных подходов среднего образования. О том, как исполняются поручения и что сделано Министерством образования и науки РК за 2018 год, читайте в обзорном материале PrimeMinister.kz.

Дошкольное образование: развивая 4К

Напомним, в Послании народу Казахстана Президент отметил, что основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве.

Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

Как отмечают в Министерстве образования и науки, в октябре 2018 г. утвержден Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. В Стандарте предусмотрены требования по развитию у детей социальных навыков и навыков по самообучению.

Кроме того, разработана и утверждена программа по развитию социальных навыков и навыков самообучения с учетом требований Стандарта, направленных на реализацию задач социализации детей от рождения и до 3-х лет, развитие социальных навыков и навыков самообучения.

Акцентировано внимание на ведущую роль педагога в дошкольной организации, родителя — в семье и дошкольной организации.

Предусмотрены основные этапы психосоциального развития личности ребенка от рождения и до 3-х лет по уровню социализации детей.

Программа обеспечивает формирование социальных навыков у детей по взаимодействию, адаптации, становлению ребенка как личности, гуманного отношения к окружающему (к семье, социуму, природе), основам безопасного поведения. Система оценивания даст возможность, используя критерии (воспроизводит ребенок те или иные действия, понимает, что он делает и применяет самостоятельно то, что он умеет) оценить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей. В результате реализации Программы у детей раннего возраста будут сформированы социальные навыки и навыки самообучения, необходимые для успешного, уверенного и позитивного будущего школьника.

 

Среднее образование: концентрация на реформах

В Послании говорится о завершающем этапе в реформах школьного образования.

В Казахстане в рамках Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы идет обновление содержания. В 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов. С 1 сентября 2018 г. на обновленное содержание перешли учащиеся 3, 6 и 8 классов.

По данным МОН РК, сегодня 73% детей охвачены обновленным содержанием образования (в 2016 г. – 12,6%, 2017 г. - 43%). Охват педагогов курсами по программам обновленного содержания за три года составил 75%. 208 тыс. учителей получают доплату за преподавание по обновленному содержанию.

В 2015-2016 учебном году в 1-х классах, в 2016-2017 учебном году в 2, 5 и 7 классах, в 2017-2018 — в 3, 6 и 8 классах проведена апробация учебных программ и учебников обновленного содержания. С 1 сентября 2018-2019 учебного года апробация продолжается для 4, 9 и 10 классов на базе 30-ти пилотных школ. После каждой четверти подводятся промежуточные итоги внедрения обновленного содержания. В 30 пилотных школах количество класс-комплектов составляет 143 ед.

Общий итог апробации будет подводиться в конце 2018-2019 учебного года.

Вместе с тем, для создания системы стимулирования успешных школ разработана и апробируется новая модель подушевого нормативного финансирования.

Новизной данной модели являются:

1. определение отдельного размера подушевого норматива для детей с особыми образовательными потребностями;

2. нормирование расходов на соответствующие доплаты в целях обеспечения социальных гарантий государства работникам, проживающим в зонах экологического бедствия и радиационного риска;

3. введение стимулирующего компонента для повышения качества образования через стимулирование педагогического потенциала;

4. введение корректирующего (понижающего) коэффициента для переполненных школ со значительным фактическим контингентом в целях более эффективного и рационального использования государственных средств;

5. нормирование расходов капитального характера для повышения качества образования путем укрепления и развития материально-учебной базы школ.

В целом, подушевой норматив представлен в 16 вариациях в зависимости от уровня образования и особенностей обучения (коррекционные классы, обучение на дому, инклюзивное образование).

Данная модель апробируется в 43 школах 7 регионов (Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Туркестанская области, гг. Астана и Алматы) и оценена Министерством финансов, акиматами, пилотными школами, НПП «Атамекен» более эффективной и справедливой.

На сегодняшний день 80 государственных и 8 частных школ г. Астаны перешли на подушевое нормативное финансирование.

Наряду с этим, размещен госзаказ по принципу подушевого финансирования в частных школах 6 регионов (гг. Астана и Шымкент, Актюбинская, Алматинская, Мангистауская, Туркестанская области) на 6 тыс. мест.

Согласно информации МОН РК, для создания возможности функционирования ряда школ с подушевым финансированием в форме «государственное предприятие на праве хозяйственного ведения» внесены изменения в законодательство. Это будет способствовать эффективной реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования, созданию условий для рационального и эффективного использования бюджетных средств.

Промежуточные результаты апробации подушевого финансирования в пилотных школах показали улучшение показателей ежегодного контроля успеваемости учащихся: с 54 баллов в 2013 г. до 61,9 баллов за 2017-2018 уч.год. Средний показатель ЕНТ увеличился с 71 до 77,1 балла. Доля учащихся-победителей, призеров, лауреатов конкурсов и соревнований в 2017-2018 уч.году составила 21,5% от общего числа учащихся (в 2012-2013 уч.г. – 18%).

В рамках объема подушевого финансирования у школ появилась возможность частично укрепить учебную и материально-техническую базу. Приобретены: спортивный инвентарь, мебель ученическая, учебные доски, наглядные пособия и учебные материалы, музыкальные инструменты.

Трехъязычное образование — залог конкурентоспособности

Базовое содержание обновленного образования реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Планомерный переход к обучению на казахском, русском и английском языках осуществляется в рамках реализации 79 шага Плана нации «100 конкретных шагов» и Государственной программы развития образования и наук на 2016-2019 годы. Разработан и утвержден план мероприятий по продвижению трехъязычного образования.

В соответствии с Дорожной картой развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы процесс введения обучения предметов естественно-научного цикла (информатика, физика, химия и биология) на трех языках будет осуществлен поэтапно, начиная с 2019 года по желанию учащихся и от готовности школ.  

Для перехода на обучение на трех языках определены четыре предмета естественно-математического цикла (ЕНЦ), по которым в старших классах обучение будет вестись на английском языке – физика, химия, биология, информатика.

Для поэтапного перехода на трехъязычное образование Министерство образования и науки РК проводит подготовку действующих учителей-предметников для обучения их английскому языку и методике преподавания предмета на английском языке.

Сегодня полиязычное обучение успешно реализуется в специализированных школах сети «Дарын», Назарбаев Интеллектуальная Школа (НИШ), в образовательных инновационных лицеях и других.

В 2018 году количество пилотных школ, перешедших на преподавание (полное и частичное погружение) предметов ЕНЦ на английском языке увеличилось на 2,8 тыс. ед. (в 2018 г. – 3 372, 2017 г. – 532). 7,8 тыс. учителей ведут данные учебные предметы на английском языке. 5,5 тыс. учителей получают доплату в размере 200% от базового должностного оклада.

За три года уровень владения языком В1 и выше для преподавания предметов ЕНЦ (информатики, физики, химии, биологии) на английском языке достигли около 10 тыс. учителей.

Для 4675 учителей-предметников, приступающих в новом учебном году к преподаванию на английском языке, организованы курсы повышения квалификации по менторству.

Также разработаны Единый языковой стандарт обучения трем языкам, методическое руководство по его применению и размещены на сайте Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина.

 

Профессиональное образование по мировым стандартам

Аналогичная работа ведется в сферах технического и профессионального, высшего и послевузовского образования. Так, в сфере ТиПО, в первую очередь, будет осуществлен переход на английский язык обучения для студентов колледжей, поступивших на базе 9 (10-11) классов. 73 колледжа ведут полное/частичное преподавание специальных дисциплин на английском языке. В процесс обучения на английском языке вовлечены 287 инженерно-педагогических работников и больше 5000 студентов.

Разработаны 74 образовательных программ на трех языках (государственном, русском и английском), которые соответствуют международным требованиям WorldSkills и учитывают потребности казахстанских работодателей. С 2016 года 1 397 инженерно-педагогических работников системы ТиПО прошли курсы по преподаванию специальных дисциплин на английском языке по методикам CLIL, TBLT, BOPPPS.

В государственных общеобязательных стандартах образования высшего и послевузовского образования предусмотрены нормы для реализации трехъязычного образования: 30% учебных дисциплин преподаются на английском языке.

554 образовательных программ разработаны на английском языке (в бакалавриате – 362 ед., в магистратуре – 143 ед., в докторантуре – 49 ед.).

Контингент обучающихся в вузах на трех языках увеличился на 6 226 чел. (в 2018 г. – 40 105, 2017 г. – 33 879), количество выпускников – на 2 731 чел. (в 2018 г. – 8 071, 2017 г. – 5 340).

На 2018-2019 учебный год на отделения в вузах для повышения уровня языковой подготовки выделено 450 мест (обучение проходит на базе вузов, которые осуществляют подготовку по педагогическим специальностям).

В 76 вузах созданы 2 572 специальные группы, в которых обучение на трех языках проходят 30 967 человек по всем направлениям подготовки. В том числе, в бакалавриате – 26 047 чел., в магистратуре – 4 665 чел., в докторантуре – 255 чел. Из них по педагогическим специальностям обучается – 5 921 чел.: в бакалавриате – 5 427 чел., в магистратуре – 480 чел., в докторантуре – 14.

В 2018 году курсы повышения квалификации для усиленной языковой подготовки профессорско-преподавательского состава проведены по педагогическим специальностям на английском языке – 305 чел., по специальностям «5В011000 - Физика» — 66 чел., «5В011200 - Химия» — 71 чел., «5В011300 - Биология» — 87 чел. 6 461 сотрудников профессорско-преподавательского состава ведут деятельность на английском языке (в 2017 г. – 4877). Наибольшим их числом обеспечены такие направления, как «Образование» — 1482 чел. (23%) и «Технические науки и технологии» — 1575 чел. (24%).

Совместно с 51 зарубежными вузами реализуются 310 двудипломных образовательных программ (бакалавриат – 98, магистратура – 202, докторантура – 10). В 2018 году 318 зарубежных ученых приглашены в качестве привлеченных лекторов, которые также принимают участие в разработке образовательных программ и методических пособий на английском языке.


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот


Лента новостей
05 июля 2020, 09:59
Видеодайджест: «Главные события недели» №68
05 июля 2020, 09:37
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Национальным днем домбры
04 июля 2020, 21:20
Возрождение и обновление древнего Туркестана как новый этап становления духовной столицы тюркского мира
03 июля 2020, 13:58
Глава государства принял участие в церемонии открытия монумента Первому Президенту – Елбасы Н. Назарбаеву
03 июля 2020, 09:16
Обращение Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева к народу Казахстана
02 июля 2020, 21:00
Глава государства провел расширенное заседание Совета по управлению Международным финансовым центром «Астана»
02 июля 2020, 18:08
Новый формат заключения сделок и переход на дистанционное образование — как прошли онлайн-обсуждения мировой экономики в период пандемии
02 июля 2020, 12:07
Госкомиссия утвердила меры по стабилизации эпидемиологической ситуации в РК
01 июля 2020, 20:30
Глава государства принял отчет Национального банка
01 июля 2020, 17:42
Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2020 года №417
01 июля 2020, 12:06
Astana Finance Days: эксперты о вызовах и возможностях индустрии исламских финансов и финтех в эпоху пост-пандемии
30 июня 2020, 17:49
Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Совета Евразийского банка развития
30 июня 2020, 16:14
Премьер-Министр РК А. Мамин провел телефонный разговор с Председателем Правительства РФ М. Мишустиным
30 июня 2020, 15:27
На начало 2020 года в обращении находится свыше 30 млн платежных карточек — М. Абылкасымова
30 июня 2020, 13:18
Ежегодная потребность в ИТ-специалистах составляет более 30 тыс. человек — МЦРИАП
30 июня 2020, 12:45
Заседание Правительства РК, 30.06.2020
30 июня 2020, 11:18
МФЦА предлагает создать EduTech Центр и Образовательный ИТ Альянс
30 июня 2020, 11:08
К 2030 году учебные заведения Казахстана будут готовить более 3 млн специалистов новой формации — МОН РК 
30 июня 2020, 11:06
Сокращение теневой экономики в 2019 году обеспечило дополнительный доход в бюджет РК в 1,5 трлн тг
30 июня 2020, 10:54
Премьер-Министр РК А. Мамин поручил реализовать масштабный проект «Цифрлық білім» по повышению цифровой грамотности населения
30 июня 2020, 10:32
К 2025 года уровень теневой экономики будет снижен до 20% к ВВП — Р. Даленов
30 июня 2020, 10:12
97% предпринимателей перешли на онлайн-ККМ — Минфин 
29 июня 2020, 18:29
Глава государства провел совещание по мерам противодействия распространению коронавирусной инфекции
29 июня 2020, 16:30
30 июня в Үкімет үйі состоится заседание Правительства
29 июня 2020, 13:43
Как проходит Год волонтера, какую поддержку получают отечественные СМИ и как развивается гражданское общество — А. Балаева выступила перед населением
28 июня 2020, 09:56
Видеодайджест: «Главные события недели» №67
27 июня 2020, 13:18
Вручены премии и гранты Президента Республики Казахстан в области средств массовой информации
27 июня 2020, 12:09
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Днем работников средств массовой информации
27 июня 2020, 10:39
Опубликовано Распоряжение Президента о присуждении премий и вручении грантов в области СМИ
27 июня 2020, 10:28
Премьер-Министр РК Аскар Мамин поздравил работников СМИ с профессиональным праздником
26 июня 2020, 18:59
Болат Тлепов назначен вице-министром информации и общественного развития РК
26 июня 2020, 18:49
Данияр Есин освобожден от должности вице-министра информации и общественного развития РК
26 июня 2020, 15:30
Реализация Предвыборной программы «Nur Otan» на постоянном контроле фракции в Мажилисе
26 июня 2020, 14:14
Ажар Гиният назначена вице-министром здравоохранения РК
26 июня 2020, 14:12
Лязат Актаева освобождена от должности вице-министра здравоохранения РК
26 июня 2020, 14:06
Марат Шоранов назначен первым вице-министром здравоохранения РК
26 июня 2020, 13:39
Данияр Вагапов назначен заместителем Председателя Национального Банка РК 
25 июня 2020, 19:05
Премьер-Министр РК А. Мамин провел заседание Комиссии при Президенте РК по вопросам внедрения цифровизации
25 июня 2020, 18:24
Премьер-Министр РК Аскар Мамин представил министра здравоохранения Алексея Цоя
25 июня 2020, 18:20
Алексей Цой назначен министром здравоохранения РК
25 июня 2020, 14:09
Итоги соцсферы за 5 месяцев 2020 года: восстановление занятости и новые виды поддержки
25 июня 2020, 08:58
Роман Скляр обсудил с германскими компаниями развитие сотрудничества в сельском хозяйстве
24 июня 2020, 18:00
Премьер-Министр А. Мамин провел заседание Совета по переходу к «зеленой экономике» при Президенте РК
24 июня 2020, 17:06
Президент Казахстана посетил военный парад по случаю 75-летия Победы
24 июня 2020, 10:25
Роман Скляр провел заседание Проектного офиса по вопросам предпринимательства
23 июня 2020, 18:59
Габидулла Оспанкулов освобожден от должности вице-министра информации и общественного развития РК
23 июня 2020, 15:02
Глава государства принял участие в общенациональном онлайн-форуме «BIZ BIRGEMIZ»
23 июня 2020, 13:48
Заседание Правительства РК, 23.06.2020
23 июня 2020, 13:21
Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2020 года №381
23 июня 2020, 13:18
Во второй половине т. г. Казахстан продолжит сокращать добычу нефти
Депутатский запрос
© 2019 - 2020 Пресс-служба Премьер-Министра Республики Казахстан.
Разработка компании SoftDeCo.