Механизм ГЧП ориентирован на исключение нагрузки на бюджет — А. Кобетов

О совершенствовании механизма государственно-частного партнерства в Казахстане в ходе пресс-конференции на площадке Правительства РК рассказал заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр ГЧП» МНЭ РК Айдос Кобетов.

А. Кобетов отметил, что до 2014 г. в Казахстане было всего три крупных проекта ГЧП: автодорога «Шар — Усть-Каменогорск», международный аэропорт в Актау и Северо-Казахстанская электролиния. 

«Начиная с 2011 г. мы совместно с МНЭ РК начали поэтапно внедрять механизмы привлечения инвесторов. Во-первых, это было расширение всех областей. Ранее реализовывались только социальные проекты и проекты жизнеобеспечения. Далее расширили полный спектр», — сообщил А. Кобетов.

В 2015 г. после принятия закона о ГЧП появился механизм «Частная финансовая инициатива». На сегодняшний день из 565 заключенных договоров 290 приходятся именно на этот механизм.

В рамках реализации проекта БАКАД были внедрены такие основополагающие изменения, как применение валютного риска по проектам особой значимости, международный арбитраж, прямое соглашение, которое дает возможность заключать контракты между частным партнером, государственным партнером и институтом финансирования.

Также, по словам А. Кобетова, соотношение возмещения затрат проектов ГЧП из республиканского бюджета и через частные инвестиции составляет 1:1. 

«В целом, если посмотреть разбивку, 9 республиканских проектов ГЧП на сумму 907 млрд тг и 556 местных проектов на сумму 400 млрд тг. Из них возмещение затрат идет порядка 1,1 трлн тг. Привлеченные инвестиции — порядка 900 млрд. Примерно идет 1:1», — сказал заместитель председателя правления Казцентр ГЧП.

При этом он подчеркнул, что изначально стояла задача — привлечь инвесторов на те направления, ответственность по которым была за государством. Поэтому были проекты, которые для инвесторов не совсем привлекательны. Как и любое другое государство, Казахстан должен был гарантировать возвратность и минимизировать риски для инвесторов, которые вкладывают деньги.

«Благодаря только этим принятым обязательствам у нас количество проектов стало таким. Но с начала текущего года МНЭ РК начало переходить от количества к качеству, сделали разбивку проектов по трем категориям», — отметил А. Кобетов.  

Также он акцентировал внимание на том, что сегодня не стоит задача 100% достичь привлечения инвестиций в ГЧП. Но в то же время идет задача разгрузки бюджета по обязательствам. Есть проекты, которые не генерируют привлекательный для инвестора уровень дохода. Но при этом эти проекты нужны для государства. Сам механизм ГЧП ориентирован на то, чтобы исключить единовременную нагрузку на бюджет.

«Допустим, нам в этом году необходимо сделать уличное освещение, но при этом необходимо вложить определенную сумму денег. Этих денег в бюджете нет или не хватает. Частный партнер вкладывает эту сумму сегодня, и мы получаем этот проект сегодня. Но в то же время государство определенными траншами возмещает в течение определенного времени для частника эти затраты. Если взять уличное освещение, в последующем, когда этот объект будет передан государству, то мы получаем не те затраты, которые мы тратили до этого обычными лампами. Мы получаем более привлекательный с призмы на бюджетную эффективность проект. Мы начинаем экономить на самом проекте», — сказал А. Кобетов.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться