«Морские ворота» Казахстана и развитие горнодобывающей промышленности: как развивалась Мангистауская область

Первый Президент РК — Елбасы Н. Назарбаев 18 октября т.г. на совещании с участием членов Правительства, партии «Nur Otan» и ее фракции в Мажилисе Парламента поручил до 1 марта 2020 года завершить разработку программ развития территорий по каждому району, городу, области. В свою очередь, продолжая стратегический курс Елбасы, Глава государства К. Токаев в своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября т.г. подчеркнул, что в вопросе развития регионов следует сосредоточиться на повышении эффективности работы местных органов власти, реформе системы межбюджетных отношений, управляемой урбанизации и единой жилищной политики. О том, как реализуются поручения Главы государства в Мангистауской области, читайте в материале PrimeMinister.kz.

Мангистауская область расположена на юго-западе Казахстана, граничит на северо-востоке с Атырауской и Актюбинской областями, на западе — по морю с Российской Федерацией, Азербайджаном и Ираном, на юге — с Туркменией и на востоке — с Узбекистаном. Территория Мангистауской области составляет 165,6 тыс. кв. км. В области расположены 2 города (Актау, Жанаозен), один малый город районного значения, 5 районов и 58 сельских населенных пунктов. Регион является промышленным, здесь добывают 25% нефти Казахстана. 

Площадь территории области составляет 165,6 тыс. кв. км. Население на 1 октября 2019 года – 693,5 тыс. человек, из них городское – 272,6 тыс.человек (39,5%).

Объем промышленного производства за 10 месяцев т.г. составил 2 440,2 млрд тг, увеличившись на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы в горнодобывающей промышленности – 2 194 млрд тг, в обрабатывающей промышленности объемы производства увеличились на 0,1% и составили 139 млрд тг. 

Индекс физического объема региона за январь-октябрь 2019 г. составил 100,2% за счет увеличения технических услуг в области горнодобывающей промышленности — 106,5%, а также за счет увеличения производства мясных изделий — 139,3% и производства молочных продуктов — 110,8%.

Кроме того, инвестиции в основной капитал за 10 месяцев выросли на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 445,2 млрд тг.

Объем строительных работ — 134,7 млрд тг, или 81,7% к соответствующему периоду 2018 года. За январь-октябрь т.г. введено 961,3 тыс. кв.м. жилья.

На социальную сферу на 2019 год направлено 106,5 млрд тг, в том числе на образование – 78,3 млрд тг, здравоохранение – 4,4 млрд тг.

Доля сети местных дорог, находящихся в удовлетворительном состоянии, составляет на сегодня 92%. 

    На строительство, капитальный, средний, текущий ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения из средств республиканского и областного бюджетов выделено 23,5 млрд тг, из них по состоянию на 1 ноября 2019 года освоено 7,6 млрд тг.
          

Объем валовой продукции сельского хозяйства составляет 15,4 млрд тг. Отмечается рост поголовья: КРС – на 3,1% (20,5 тыс. голов), верблюдов —  на 11,3% (69 тыс. голов), лошадей — на 1,1% (75,9 тыс. голов). Объемы строительства увеличились на 1,2%, транспорт — на 0,1%. Рост объема производства продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства в январе-октябре т.г. обусловлен увеличением объемов забоя скота и птицы в живом весе на 1,5%, надоев сырого коровьего молока — на 1,1%, ростом количества полученных куриных яиц — на 22,9%. 


В рамках Карты поддержки предпринимательства на 2019 год запланирована реализация 3 проектов стоимостью 1,9 млрд тг, с созданием 166 новых рабочих мест:

  • строительство комбикормового завода в Мунайлинском районе;
  • строительство птицефабрики в Тупкараганском районе; 
  • строительство и эксплуатация мини-завода по переработке сахарного сырца и производства на его основе сахарного песка и навата.

Развитие систем образования и здравоохранения за январь-октябрь т.г.

В настоящее время в регионе функционируют 310 дошкольных образовательных учреждений, 139 дневных общеобразовательных школ, 16 специальных учебных заведений, 14 организаций дополнительного образования и 27 колледжей.

 

Количество детей в детских садах составляет 38830, а охват детей в возрасте 3-6 лет с дошкольным образованием составляет 98%.

В этом году введено в эксплуатацию 23 частных детских сада на 1678 мест, а к концу года будет сдано в эксплуатацию 7 детских садов на 624 места.

В новом учебном году в школы было зачислено 148 981 ученика, в том числе в первые классы 19 147 учеников.

На стадии разработки находятся проектные сметы на 18 школ на 15924 места. В следующем году начнется строительство трех школ.

Для покрытия потребности в учителях из местного бюджета выделяются средства на 61 стипендию для обучения в высших учебных заведениях по специальности учитель. Первый выпуск учителей, обучающихся на местном гранте, ожидается в 2021 году. Таким образом, потребность будет полностью закрыта. 

Кроме того, был размещен госзаказ в 5 государственных колледжах, которые готовят учителей. Средняя зарплата школьных учителей составляет 150 тыс. тенге. С июля т. г. все учителя получают 20%-ную надбавку.

В этом году на приобретение учебников и учебно-методических комплексов было выделено 2,063 млрд тг.

Потребность студентов в общежитиях составляет 700 коек. В этом году введено в эксплуатацию 3 общежития на 670 мест. В 2020-2021 планируется открыть два общежития на 600 мест. Для этого были выделены земельные участки.

В области выстроена система поэтапной модернизации образования: активно внедряются современные образовательные методики и создаются комфортные условия для развития образовательной системы в целом.

В рамках программы «Нұрлы жол», в целях решения проблемы 3-х сменного обучения, в регионе завершено строительство средних школ. Во всех организациях образования области работают более 18 тыс. педагогов, в том числе более 12 тыс учителей в общеобразовательных организациях, более 4 тыс педагогов - в дошкольных организациях, более 1,5 тыс. — в колледжах.

В 143 общеобразовательных школах области имеется более 12 тыс компьютерной техники. 

Общий бюджет здравоохранения в 2019 году составил 32 428 245 тыс. тг. Из них — из республиканского бюджета — 29 652 824 тыс. тг, местного бюджета — 2 775 421 тыс тг. За 9 месяцев 2019 года освоено 99,3%.

Основные показатели медико-демографической ситуации являются стабильными, наблюдается положительная динамика. Так, показатель рождаемости — 29,5, общей смертности — 4,4, естественный прирост — 25,2.

Ведется активная работа по переходу на цифровой формат работы. Показатель внедрения цифровизации в регионе: 89 объектов на 100% обеспечены доступом к сети интернет. Более 2,5 тыс. рабочих мест на 97% оснащены компьютерной техникой. 34 медицинские организации (в том числе 5 частных учреждений) охвачены медицинской информационной системой на 100%. Из 29 медицинских организаций 18 (62%) перешли на безбумажный документооборот.

В медицинских организациях области созданы 30 постов цифровой грамотности, более 102 тыс. человек, посетивших поликлинику, обучены ключевым навыкам.
Посредством цифровизации здравоохранения планируется увеличение производительности труда медицинских работников и повышение удовлетворенности населения медицинских услуг путем: экономии времени врачей и пациентов до 50%, сокращения визитов к врачу в 2 раза, сокращения времени ожидания результатов в 2 раза, роста доли предварительной записи на 30%, снижения живых очередей до 30%, а также роста выявления болезней при скринингах.

Количество объектов МСБ за 10 месяцев т.г. увеличилось на 6,5%

Сегодня динамика развития предпринимательства в Мангистауской области имеет положительные результаты. Количество действующих малых и средних предприятий за первые 7 месяцев составило 53 000 единиц. Количество занятых в малом и среднем бизнесе достигло 114 тыс. человек, а их доля выросла до 37%. Рост показателей обеспечен реализуемыми в стране государственными программами «Дорожная карта бизнеса 2020», «Экономика простых вещей», развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы «Еңбек». 
Стоит отметить, что по результатам рейтинга Всемирного банка Мангистауская область занимает второе место после Алматы по легкости ведения бизнеса.

За 10 месяцев т.г. количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса составило 54 тыс. единиц, что больше на 6,5% аналогичного периода прошлого года.

На 1 ноября т.г. в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса - 2020» одобрено по частичному гарантированию кредитов 57 проектов на сумму 470,5 млн тг. Выплачено субсидий по новым 104 проектам на общую сумму кредита 3,3 млрд тг с созданием 635 новых рабочих мест. Также в рамках Программы субъектам малого предпринимательства для реализации новых бизнес-идей выдано 9 грантов на сумму 21 млн тг с созданием 26 новых рабочих мест.

В рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» по состоянию на 1 ноября выдано 47 микрокредитов на общую сумму 548,5 млн тг с созданием 95 новых рабочих мест.

Отметим, что микрокредитование населения осуществляется через АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», филиал акционерного общества «Аграрная кредитная корпорация», ТОО «Микрофинансовая организация «Атамекен».

Региональная программа «Нұр Капитал» направлена на поддержку и развитие субъектов малого среднего предпринимательства путем выдачи кредитов со ставкой 1% годовых. С начала запуска программы (ноябрь 2018 года) выдано 113 проектов на общую сумму 2,2 млрд тг, с созданием 932 новых рабочих.
По состоянию на 1 октября года всего банками второго уровня выдано кредитов субъектам малого бизнеса в объеме 27,4 млрд тг, что на 19,9% больше уровня 2018 года.

Строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) между Казахстаном и Азербайджаном по дну Каспийского моря

В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» в стране реализуется ряд перспективных проектов, направленных на развитие качественно нового этапа экономического становления  общества. 18-19 ноября т.г. Премьер-Министр РК Аскар Мамин в рамках рабочей поездки в Мангистаускую область вместе с Премьер-Министром Азербайджана Али Асадовым приняли участие в торжественной церемонии начала строительства «TransCaspian Fiber Optic» (TCFO) – волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) между двумя странами по дну Каспийского моря.


Проект является трансконтинентальным и создает цифровой телекоммуникационный коридор между Европой и Азией. Прокладку кабеля по дну Каспийского моря длиной около 380-400 км осуществят АО «Транстелеком», «KazTransCom» и азербайджанский оператор связи «AzerTelecom». ВОЛС будет сдана в эксплуатацию к концу 2021 года, она позволит передавать данные емкостью не менее 4-6 терабит/с.

TransCaspian Fiber Optic (TCFO) – это масштабный проект по прокладке волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря между Казахстаном и Азербайджаном. Это одна из глобальных инициатив для развития потенциала обеих стран, чьи тесные торгово-экономические отношения корнями уходят в историческое прошлое.

Это стало возможным благодаря глобальной цифровой трансформации, которая затрагивает все сферы жизнедеятельности, стимулируя международную инвестиционную активность бизнеса. Казахстан и Азербайджан, являясь частью мирового сообщества, участвуют в этих процессах, необходимых для успешного развития экономики обеих стран. Этому способствует и Государственная программа «Цифровой Казахстан», которая предусматривает развитие бизнеса, работающего с цифровыми технологиями и поддерживает процесс трансформации экономики в целом.

Стремительное развитие таких новейших технологий как концепции Smart sity, IoT, Big Data, 5G невозможно без развития магистральных линий связи. В этом ключе TransCaspian Fiber Optic станет стратегически важным проектом для обеих стран, который полностью удовлетворит все потребности транзита между Европой и Азией.

На фоне международной синергии по развитию коммуникаций между странами Центральной Азии, Китая и Европы – «Один пояс, один путь» – создание Транскаспийского ВОЛС откроет новые возможности как для развития экономики обеих государств, так и для стимулирования бизнес-активности во всем прикаспийском регионе.
 
Стоит отметить, что TransCaspian Fiber Optic (TCFO) создает широкие возможности для более тесной интеграции Казахстана и Азербайджана. Присутствие прогрессивных цифровых технологий имеет прямую корреляцию с коммуникационными возможностями, и новая магистраль, проложенная по дну Каспийского моря, станет важной вехой в развитии цифрового Шелкового пути, соединяющего центрально-азиатский регион с Европой.

Аскар Мамин подчеркнул, что совместный проект «TransCaspian Fiber Optic» позволит выйти на более высокий уровень развития высокоскоростной и защищенной инфраструктуры передачи данных, войти в ряд ведущих магистральных маршрутов Европа-Азия и занять достойное место в мировом транзите данных.

ООО «AzerTelecom» – телекоммуникационный оператор связи в Азербайджане, являющейся дочерней компанией “Bakcell” – первого мобильного оператора и провайдера самого скоростного мобильного интернета Азербайджана. «AzerTelecom» через разветвленную сеть соединяет Азербайджан с международной интернет сетью. Компания предлагает широкий спектр современных услуг для местных и иностранных компаний в сфере телекоммуникаций. В настоящее время компания реализует программу «Azerbaijan Digital Hub», чтобы трансформировать Азербайджан в Региональный Цифровой Центр.

АО «KazTransCom» ведущий оператор связи, предоставляющий широкий спектр услуг в области телекоммуникаций и информационных технологий. В настоящее время KazTransCom имеет развитую филиальную сеть в крупных городах Казахстана. Компания владеет собственной современной и надежной сетевой инфраструктурой протяженностью в несколько тысяч километров. Техническая и материальная база «KazTransCom» способна обеспечить реализацию телекоммуникационных проектов любой степени сложности.

По словам вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Д. Туякова, данный проект является хорошим подспорьем для развития цифровой экономики Казахстана в целом.

«Сегодня мы дали старт проекту, который можно назвать цифровым «Шелковым путем». Этот участок по дну Каспийского моря позволил соединить тот маршрут, который ранее существовал от Гонконга до Франкфурта. Данный проект открывает новые возможности. Сегодня в Казахстане пропускная способность составляет порядка 4 терабайт и этот проект в 2-2,5 раза увеличивает пропускную способность. Если по доходам мы ранее имели по всему Казахстану порядка 15 млрд тг, то этот проект увеличивает нам доходность в 2-2,5 раза от транзита», — сказал вице-министр.

 

Д. Туяков также отметил, что на сегодня в Казахстане реализуется проект по цифровизации, который в свое время начал Первый Президент РК — Елбасы Н. Назарбаев, в рамках которого реализуется ряд крупных перспективных проектов. Один из них — это прокладка волоконно-оптических линий связи до сельских населенных пунктов. Планируется до конца 2020 года все населенные пункты обеспечить покрытием линий связи и технологиями 4G.

Мангистауская область – локомотив индустриального развития Казахстана

В Мангистауской области в сфере горнодобывающей промышленности действует больше всего крупных и средних предприятий. В промышленности занято около 20% населения региона. Основу обрабатывающей промышленности области составляют химическая промышленность, машиностроение, производство готовых металлических изделий, производство продуктов нефтепереработки и прочей неметаллической минеральной продукции. Обрабатывающая промышленность представлена производством пищевых продуктов, текстильной и швейной промышленностью, производством резиновых и пластмассовых изделий, машиностроением, химической промышленностью, производством прочих неметаллических минеральных продуктов и другими отраслями промышленности.

Основным видом деятельности предприятия ТОО «Mangystau Oil Refining» является переработка углеводородного сырья. В 2017 году был запущен первый этап комплекса по переработке углеводородного сырья. Фактическая переработка составляет 75-80 тыс. тонн в год. В этом году планируется ввод в эксплуатацию второго этапа переработки углеводородного сырья проектной мощностью 300 тыс. тонн в год. Во второй половине 2020 года предусмотрен третий этап проектной мощностью 830 тыс. тонн в год. На сегодняшний день компания производит бензин, мазут, дизельное топливо и печное топливо.

Предприятие является единственным в регионе, которое реализует продукцию завода, тем самым частично закрывает потребность региона ГСМ-ом. Расположенность компании вблизи «морских ворот» Казахстана позволяет свободно продавать мазут в Прикаспийские государства. Печное топливо, выпускаемое заводом, будет поставляться для бункеровки танкеров и кораблей АО «КазМорТрансФлот». Бензин и дизельное топливо полностью пойдут на внутренний рынок. Предприятие также имеет свой собственный резервуарный парк для промежуточного хранения готовой продукции и здание, где производится очистка ж/д цистерн от донных отложений. Параллельно проходит государственную экспертизу проект по промывке ж/д цистерн с наружной стороны – единственная в своем роде в Казахстане. Предприятие имеет свой собственный парк грузовых автомашин для перевозки нефти и нефтепродуктов.
Отсутствие конкурентов в регионе делает проект высокорентабельным в экономическом и социальном планах. Основной фактор – большой и постоянный спрос на ГСМ.

АО «КазАзот» - крупный производитель продуктов химической промышленности (более 90% производства аммиачной селитры в РК) и недропользователь по добыче природного газа. 

До 1992 года завод стабильно выпускал минеральные удобрения. С 1992 года по 2010 год завод простаивал по различным причинам, несмотря на попытки возобновления производства. Начиная с 2010 года проводилась масштабная модернизация производства и в течении следующих 5 лет завод вышел на свои проектные мощности. В настоящий момент добыча газа составляет 900 млн метров кубических, производство аммиака 190 тыс. тонн, производство аммиачной селитры 330 тыс. тонн. Вся продукция поставляется как по Казахстану, так и за его пределы. Потребление аграриями составляет 41%, преимущественно это юг и север Казахстана, промышленными предприятиями республики - 28% и 31% продукции поставляется на экспорт.

Для достижения данных производственных мощностей, начиная с 2010 года, было инвестировано 70 млрд тг, в том числе на модернизацию завода 35 млрд тг. 
Компания планирует инвестировать в геологоразведку действующего и нового месторождения. Разработана и находится на утверждении программа по модернизации всего производства для стабилизации и увеличения выпуска готовой продукции. Также в случае успешного поискового бурения на месторождении Косбулак, в перспективе будет рассмотрен вопрос строительства нового завода по глубокой переработке газа. На сегодняшний день на предприятии работают более 1 тыс. человек.

Завод является экспортоориентированным, 80% продукции поставляется на внутренний рынок, 20% —  на экспорт в страны ЕС, СНГ и Азии.

Хлебозавод Maga —  Bread, включенный в Карту индустриализации, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020», введен в эксплуатацию в декабре 2014 года в г. Актау. Производственный цех хлебозавода оснащен современным немецким оборудованием от мировых лидеров в области производства технологического оборудования. Весь процесс хлебопечения от приготовления до выхода готовой продукции автоматизирован и происходит с использованием современных компьютерных технологий. При выпечке хлеба применяются туннельные термомасляные печи конвейерного типа, обеспечивающие равномерную температуру в печи за счет термомасляного нагрева. Весь процесс приготовления хлебобулочных изделий контролируется тремя специалистами с помощью программного управления. Благодаря применению нового современного хлебопекарного технологического оборудования и немецкой технологии компания вышла на новый качественный уровень. За короткий промежуток времени расширен ассортимент выпускаемой продукции, увеличены объемы производства хлебобулочной продукции и объемы продаж. В настоящее время ассортимент выпускаемой продукции составляет более 50 наименований.

«Первый наш завод выдавал тонну в сутки, потом 2 тонны. И вот с 2011 года мы можем уже по 50 тонн в сутки выпускать хлеба. Наши печи производительностью 2500 штук кирпичного хлеба в час, а если по заводу брать, то мы можем выпускать 50 тонн хлеба в сутки», — сказал директор ТОО «MAGA BREAD» Айтжан Саугабаев.

Порты «Актау» и «Курык»: как развиваются «морские ворота» Казахстана

В области находятся «морские ворота» Казахстана —  г. Актау, в котором расположен одноименный порт международного транзита и имеет важное значение в развитии транзитно-транспортного потенциала страны. Южнее порта «Актау», на восточном побережье Каспийского моря находится паромный мультимодальный комплекс «Курык», который предоставляет новые возможности для автомобильного транзита. В целом, развитие транспортной инфраструктуры дает мультипликативный эффект для роста конкурентоспособности экономики и придает новый импульс торговым потокам возрожденного Шелкового пути, расширяя сотрудничество и способствуя экономическому продвижению региона. 

Сегодня порт «Актау» – это крупный казахстанский хаб. Отсюда через порты наших соседних государств можно отправить груз в любую точку мира. Порт представляет собой многофункциональный современный комплекс, обеспечивающий полноценную перевалку генеральных, сухих грузов, нефти и зерна. Здесь сходятся железнодорожные пути и автомобильные трассы. В целом, по своим техническим параметрам порт «Актау» полностью соответствует международным стандартам. Акватория порта специально оборудована для безопасной стоянки, разностороннего обслуживания судов и проведения грузовых операций. Пропускная способность порта составляет 16,5 млн тонн. В условиях высоко интегрированной экономики и переориентации международных маршрутов порт «Актау» взял курс на развитие транзитных перевозок.

Одним из основных приоритетов развития морской инфраструктуры и увеличения грузооборота региона является наращивание объемов контейнерных перевозок между портами Каспийского бассейна и привлечению новых видов груза. В настоящее время большое внимание уделяется развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который ориентирован на обеспечение грузоперевозок между Казахстаном, Китаем, Юго-Восточной и Центральной Азией, Турцией и странами Южной Европы.

В результате развития программы «Нурлы жол» и транзитной стратегии Казахстана были разработаны транспортные маршруты, которые позволят порту «Актау» привлечь значительные транзитные грузы. 

Порт «Актау» является одним из важных звеньев этого маршрута. Потенциал маршрута очень высок - до 300 тыс. контейнеров в год. Поэтому в Казахстане были дополнительно созданы Северный морской терминал и порт «Курык». Порт «Актау» также усиленно готовится к этим объемам, закупая новую специализированную технику. На сегодняшний день мощность порта позволяет принимать и обрабатывать до 40 тыс. контейнеров в год, но стратегические задачи гораздо выше - 75-100 тыс. контейнеров. 

В настоящее время паромный комплекс порта Курык оснащен современными инфраструктурными объектами. Проектная мощность порта составляет 6 млн тонн груза в год. Дальнейшее развитие порта предполагает строительство универсального причала и установку крана для перевалки негабаритных и других грузов. С начала эксплуатации порта обработано 1 128 судов, перевалка грузов составила более 3,7 млн тонн грузов. За девять месяцев 2019 года перевалено около 1 млн 62 тыс. тонн различных грузов, из них 600 000 тонн перевалено в импортном направлении и 463 000 тонн в экспортном.

В настоящее время через паромный комплекс порта Курык отправляются на экспорт казахстанское зерно, уголь, нефтепродукты, удобрение, химикаты. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее. В целом, железно- и автомобильная инфраструктуры порта полностью готовы к приему и оперативному обслуживанию в целях дальнейшей отправки всех видов грузов, следующих через порт Курык на экспорт/импорт по направлению через Азербайджан и Грузию в Турцию и страны Восточной Европы.
Пропускная способность железнодорожного терминала составляет 4,1 млн тонн в год, автомобильного - 1,9 млн тонн в год. Железнодорожные и автомобильные причалы обеспечивают одновременную обработку 4 паромов или до 8 паромов в сутки.От проектной мощности порта загрузка составляет 27-30%.

В целом, ж/д и автомобильная инфраструктуры порта полностью готовы к приему и оперативному обслуживанию всех видов грузов, следующих через порт Курык как в транзитном, так и в экспортном/импортномнаправлениях из/в Турции.
Для Казахстана отсутствие собственных паромов сказывается на ограничении географии маршрутов транспортировки грузов, ставит в зависимость от возможностей и желания иностранных операторов - собственников паромов и ведет к прямой ограниченности возможностей выхода на внешние рынки.
В связи с чем, в качестве обеспечения транспортной безопасности страны и придания нового импульса в развитии паромных перевозок на Каспии, прорабатывается вопрос постройки для Казахстана собственных ж/д паромов в количестве двух единиц на начальном этапе, с дальнейшим повышением количества паромов до четырех единиц. Наличие собственных паромов позволит стране войти полноправным партнером на рынок транспортных паромных перевозок в Каспийском регионе, самостоятельно определять маршруты транспортировки грузов в зависимости от конъюнктуры рынка и обеспечит независимость от внешних международных факторов.

С прошлого года через паромный комплекс Курык железнодорожными паромами отправляются в Азербайджан грузовые локомотивы Prima T8. Это одни из самых мощных электровозов в мире, которые производит в Казахстане ТОО «Электровоз құрастыру зауыты». Всего до конца 2019 года запланировано переправить через порт Курык в Баку порядка 40 грузовых локомотивов.

Строительство многофункционального гостиничного комплекса

В области функционируют 40 туристских фирм, из них туроператоров – 17, остальные занимаются продажей авиа, железнодорожных билетов.
В соответствии с поручением Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Н.А. Назарбаева разработан «План мероприятий по развитию курортной зоны Актау». Также в Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы включены мероприятия по развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры морского курорта на побережье Каспийского моря.

Пляжный туризм в Мангистауской области с годовым потенциалом 750 000 человек, включен в Карту туристификации Казахстана. Перспективным направлением туризма определено развитие морского курорта на побережье Каспийского моря, на участке от г. Актау до порта Курык.

За счет бюджета проведена разработка проектно-сметных документаций на электро-, водо-, газоснабжение и реконструкцию существующей автодороги с переводом на 4-х полосное движение. Завершение строительства инженерной инфраструктуры в районе теплого пляжа г. Актау ожидается до 1 июля 2020 года.
Кроме того, в районе теплого пляжа г. Актау ведется работа по строительству многофункционального гостиничного комплекса Актау Резорт Хотел.


 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться