Региональная интеграция, поддержка экспорта, внедрение цифровизации — как развивается торговая отрасль Казахстана

Министерство торговли и интеграции охватывает широкий спектр направлений, влияющих на конкурентоспособность отечественного продукта. Это вопросы международной торговли, развития экспорта, расширения каналов сбыта, а также защита национальных интересов и диверсификация импорта. Об итогах работы и задачах на 2020-2025 годы  доложил министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов.

Как отметил министр, в страну должны завозиться товары, которые помогают производить продукт с более высокой добавленной стоимостью. Который, в свою очередь, будет экспортироваться. Но при этом необходимо стремиться к максимальному импортозамещению этих составляющих. В тоже время отечественный потребитель должен иметь доступ к товарам из любой точки мира, если есть данный спрос.

Расширение региональной интеграции

На фоне общего замедления торговли в мире внешнеторговый оборот Казахстана по итогам первого полугодия также показал снижение на 7,4%.

По словам Б. Султанова, в других региональных объединениях торговля является главным стимулом экономической активности стран-участниц. Поэтому максимальная регионализация торговли должна стать ключевой целью Евразийского союза.

«Казахстан – страна большая, плотность населения низкая. Города на большом расстоянии друг от друга и от внешних рынков. Поэтому у нас стоит вопрос не только создания конкурентного продукта, но и его продвижения на рынки и продажи за рубеж – его надо везти за тридевять земель в Европу или Америку. И так далеко выгодно возить только узкоспециализированные товары. Например, комплектующие для авиастроения, которые уже производятся у нас на востоке, продукция двойного назначения, которые мы начали продавать в прошлом году, или тепловозы. Но по всем остальным продуктам мы проигрываем, в первую очередь, в логистике», — пояснил министр.  

Как отметил глава ведомства, важно развивать торговлю, в первую очередь, с ближайшими соседями. Как это происходит в других объединениях. Например, в ЕС товарооборот между странами – его членами доходит до 63% от всей торговли, в НАФТА – 47%.

Стоит отметить, что внутри Евразийского союза товарооборот составляет всего лишь 14%. И то на фоне пандемии он упал до 11%.

«Нам есть над чем работать в углублении торгово-экономической интеграции. И мы будем лоббировать национальные интересы на этом поле. Для этого очень важно снижать барьеры. С прошлого года с созданием министерства эта работа стала заметнее. В принципе, этому тоже есть объективная причина. На первом этапе стояли задачи налаживания внутренних интеграционных процессов, создания институциональной и правовой базы. Теперь настало время практической работы на пространстве экономического союза», — сказал министр.

За год удалось снять 16 барьеров и, что очень важно, добиться сокращения сроков рассмотрения Евразийской экономической комиссии обращений о признаках барьера до трех месяцев. Раньше этот процесс мог длиться и год. Все интересы страны вписаны в проект Стратегии развития Евразийского союза. Они направлены на обеспечение беспрепятственного доступа отечественных товаров на рынки государств-членов ЕврАзЭС.

«В рамках внешнеторговой дипломатии мы боремся с торговым протекционизмом. Очень много случаев, когда страны по политическим или экономическим соображениям ставят препятствия для наших товаров. В прошлом году мы устранили барьеры при транзите нашего угля в Украину через территорию России. Не допущен ввод в США повышенной импортной таможенной пошлины на казахстанскую титановую губку. Сейчас ведем переговоры с США по защите интересов наших производителей кремния. Очень важен вопрос сертификации. Нам удалось на пространстве Евразийского союза пролоббировать введение системы сертификата о происхождении серийной продукции. Теперь казахстанским экспортерам, например, молочной продукции не придется получать сертификат на каждую партию экспортного кефира. А достаточно один раз в полгода подтвердить сертификатом, что товар сделан в Казахстане», — пояснил министр. 

Сейчас отрабатывается вопрос стыковки интересов в техрегулировании и оценки соответствия с Узбекистаном. Казахстан рассматривает Ташкент в качестве ключевого партнера в Центральной Азии и крупнейшего рынка сбыта. Главы двух государств поставили задачу – удвоить в ближайшие годы товарооборот с Узбекистаном до $ 10 млрд. Тут ключевую роль сыграет создаваемый Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия». 

«Мы уже приступаем к реализации совместной с Ташкентом Дорожной карты по его созданию. Расширению географии нашего экспорта способствуют зоны свободной торговли, которые ЕАЭС создает с другими странами. Мы уже имеем такие зоны с Вьетнамом, Ираном, Сербией, Сингапуром. Идут переговоры с Израилем, Египтом и Индией», — сказал Б. Султанов.  

Развитие экспорта: в стране запущена новая система государственной поддержки

Экспорт товаров обрабатывающей промышленности в ценовом выражении снижается второй год, несмотря на то, что физические объемы показали положительную динамику. При этом, в натуральном выражении экспорт увеличился на 6,9% или на 109 тыс. тонн. В текущем году ситуация усугубилась пандемией и замедлением темпов мировой торговли. То есть не только понизились цены, но и сократился спрос на ряд казахстанских основных экспортных товаров.

Несырьевой экспорт товаров продолжает снижаться. За первое полугодие падение составило 9%. Практически полностью сокращены поставки цинка, свинца. Но активно увеличиваются поставки серебра, оксидов и гидроксидов алюминия.

Экспорт услуг в первом квартале этого года также сократился на 5,8%. Наибольшее падение показали услуги поездок и пассажирские транспортные услуги. Это еще раз говорит о необходимости диверсификации экспорта и переходе к производству товаров с большей добавленной стоимостью, и более стабильным спросом.

В текущих сложных условиях Казахстан проводит проактивную политику поддержки несырьевых экспортеров. В прошлом году более 300 казахстанских компаний при содействии Министерства приняли участие в 50 зарубежных выставках и заключили 63 экспортных контракта на 114 млрд тг.

Господдержка производителей обработанной продукции позволила за 2 года 277 экспортоориентированным предприятиям снизить свои издержки на 6,8 млрд тг. Высвобожденные средства они могут инвестировать в наращивание объема производства. Соответственно, выросли и их налоговые отчисления от экспортной выручки.

«Мы инициируем еще один инструмент поддержки — субсидирование процентной ставки по экспортному финансированию. Это поддержит контракты по поставке высокотехнологичной продукции на внешние рынки. Уже есть конкретный перечень предприятий, ожидающих эту форму поддержки и готовых ежегодно экспортировать такую продукцию на сумму более 300 млрд тг. Мы круглосуточно на связи с экспортерами. Например, в этом году мы помогли провести поставку 10 тонн меда из Лепсинска в Объединённые Арабские Эмираты. Туда же в апреле удалось организовать авиаэкспресс на 22 тонны мясной продукции. В прошлом году впервые организовали экспорт наших аккумуляторов в Италию. В Камбоджу отправили (тоже впервые) летно-навигационные тренажеры», — проинформировал министр.  

Кроме того, в Казахстане запущена новая система господдержки – акселерация экспортеров. Бизнес получит помощь в интенсивном экспортном развитии – в сопровождении вплоть до выхода на новые рынки (опыт Канады, Австралии, России, США, Германии). В пищепроме отобрано около 40 компаний, которые готовятся к экспорту в Китай.

«Всего по нашим расчетам, поддержка экспортной акселерации к 2025 году позволит еще шести сотням казахстанских предприятий пополнить ряды уверенных экспортеров (на сегодня – 400 экспортеров). Это обеспечит увеличение экспортных поставок на $ 410,2 млн и поступление дополнительных налоговых отчислений на 34,5 млрд тг», — сказал Б. Султанов.

В целом, анализ перспектив наращивания экспорта показывает потенциал по 16 приоритетным товарным позициям на $ 13,5 млрд. В ближайшее время мы утвердим дорожные карты по их продвижению. По приоритетным услугам, в том числе в сфере транспорта, туризма и IТ, есть потенциал по наращиванию экспорта на $ 4,4 млрд.

Главное в модернизации торговой инфраструктуры – цифровизация

Б. Султанов отметил, что электронная система торгов, например, позволит вовлечь отечественных товаропроизводителей и зарубежных партнеров, обеспечит конкурентность и прозрачность сделок. Биржевые котировки будут отражать состояние рынка в реальном времени. Это исключит саму возможность ценовых сговоров.

Для формирования целостной и эффективной торгово-логистической инфраструктуры создается национальная товаропроводящая система. Она объединит фермеров, закупщиков, транспортников, посредников и ретейлеров в единый кластер. Не только технически, но и информационно.

24 оптово-распределительных центра, связанные единой цифровой системой позволят оптимизировать цепочку поставок продукции от производителя до потребителя, создадут необходимые условия для хранения, эффективного распределения и реализации продукции.

Снижение товарных потерь обеспечит фермерам возможность дополнительного инвестирования в повышение производительности. Кроме того, полный прямой доступ частного производителя к рынкам сбыта и предпродажной торговой инфраструктуре существенно увеличит доходы, как частника, так и отрасли в целом. Потребитель, в свою очередь, получит качественные безопасные продукты и улучшенный сервис. Более того, будет обеспечено снижение цен на социально значимые продовольственные товары до 45%. Это сэкономит для потребителей около 60 млрд тг ежегодно.

Важно, что национальная товаропроводящая система обеспечит стабильность цен и позволит исключить сезонные и ажиотажные «дефицитные» всплески, как мы видели в марте-апреле т. г.

«В развитии нашей отрасли мы также делаем акцент на электронную коммерцию. Это мировой тренд, усилившийся в период пандемии. Если за весь прошлый год в Казахстане объем электронного рынка составил чуть больше 700 млрд тг, то только за первое полугодие 2020 года объем онлайн-торговли составил 432 млрд тг. До конца этого года ожидаем 900 млрд. А к 2022 году объем онлайн – покупок может достичь 2 трлн тг или 13% всей розничной торговли в стране. По нашим прогнозам к 2025 году доля электронной коммерции достигнет 15% розничного рынка», — сообщил глава ведомства.  

Электронная коммерция значительно упрощает и ускоряет розничную торговлю, особенно международную. Чтобы помочь предпринимателям освоиться на мировых электронных торговых площадках Министерство ведет переговоры с Alibaba, Ebay, Amazon и Wildberries. 43 казахстанских компаний уже торгуют на золотых аккаунтах Alibaba, еще 3 компании готовят витрины. 21 казахстанская компания торгует на Wildberries.

«Мы договорились с Wildberries, что компания построит логистические центры в гг. Нур-Султан и Алматы с созданием порядка 5 тыс. рабочих мест и площадью 100 тыс. кв. м.», — отметил министр.

В Казахстане уже работают 3 фулфилмент – центра, где ежедневно обрабатывается более 350 тыс. почтовых отправлений. К 2025 году их количество будет увеличено до 15, а количество почтовых отправлений вырастет до 82,8 млн шт.

«В РК функционируют 13 казахстанских цифровых торговых платформ. Такие маркетплейсы, как kaspi, chocofamily, technodom, mechta и другие. Для их поддержки прорабатывается вопрос дополнительного освобождения от уплаты КПН и ИПН. Совместно с Национальным Банком отрабатываем вопросы стимулирования развития электронной коммерции через платежные системы», — сообщил Б. Султанов.  

Защита прав потребителей и техническое регулирование

По словам министра, развитие торговли не должно идти в отрыве от борьбы за качество товаров и услуг. Поэтому четвертое важное направление работы нашего министерства: защита прав потребителей и техническое регулирование.

Техрегулирование является одним из действенных инструментов поддержки экономики простых вещей и заградительной мерой от недобросовестного импорта. Но поставить запрет некачественному внутреннему производству можно только с помощью самих потребителей.

«В Казахстане 18 миллионов потребителей. Это 18 миллионов требовательных контролеров качества товаров и услуг. Изменение в законодательство позволило нам не только расширить инструменты для общественного контроля, но дать старт созданию полноценной национальной системы защиты прав потребителей. Мы ввели трехступенчатую систему рассмотрения жалоб и работаем над созданием Единой информационной системы приема жалоб по принципу «одного окна», — сказал министр.

Повышению уровня удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг способствует совершенствование системы технического регулирования. Ежегодно на основе передовых международных документов разрабатываются государственные и межгосударственные стандарты. Использование их позволяет предприятиям обеспечивать высокое качество продукции и рост собственной конкурентоспособности. В 2019 году разработано 1 000 новых национальных стандартов и в ближайшие 5 лет будет разработано еще 2 500 (в том числе, вместо устаревших).

В качестве примера Б. Султанов привел введение стандартов Халал в этом году. Они разработаны с учетом требований Организации исламского сотрудничества, Института стандартов и метрологии Исламских стран, Стандартов MS (Малайзия) и ряда других. Введена электронная система аккредитации субъектов, выдающих сертификаты соответствия. Это исключает возможность фальсификации и подделки документов. В наших краткосрочных планах – создать международно признанную систему сертификации продукции. 

«Поэтому мы делаем ставку на формирование современной лабораторной сети. Уже треть из 904 испытательных лабораторий страны, включена в Единый реестр ЕЭК. По новым направлениям лаборатории будут модернизированы. Все наши инициативы по обеспечению комплексной защиты внутреннего рынка отражены в проекте Закона «О техническом регулировании» в новой редакции», — отметил глава ведомства. 

Бизнес изначально должен производить высококачественные товары, которые могут конкурировать на международных рынках. Небезопасной и некачественной продукции будет поставлен заслон. От этого выиграют добросовестные предприниматели и простые потребители.

Б. Султанов подчеркнул, что последний год стал шоковым для торговли и мировой экономики в целом. Текущая реальность трансформирует мир. Казахстану необходимо реагировать на все вызовы быстро и эффективно. Как это было сделано в период чрезвычайного положения. 

«Вы помните, что когда люди сели на карантин и массово закупали продукты, на отдельные продтовары цены взлетели. Необоснованно. Просто на ажиотажном спросе. Нам тогда пришлось применить нерыночные меры – установить предельные цены на некоторые товары. Это помогло и цены вернулись к адекватному уровню: продуктовая инфляция в этом году, даже с учетом мартовского скачка, в целом ниже, чем в прошлые несколько лет. Тогда же в марте субъекты торговли и услуг получили освобождение от уплаты налогов на имущество и фонд оплаты труда, отсрочку по кредитам и доступ к льготному кредитованию в рамках Госпрограммы «Дорожная карта бизнеса – 2025», — разъяснил глава ведомства. 

Отметим, что на ближайшую перспективу Министерством определены ключевые задачи.

Первое. Продолжается работа над проектом Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В нем наряду с развитием базовых направлений закладываются основы для экономического сотрудничества по новым для ЕАЭС направлениям, таким как здравоохранение, образование, наука, туризм, спорт и охрана окружающей среды. Все, что предусмотрено Стратегическими направлениями, отвечает национальным интересам нашей страны.

Второе. Реализация комплексных планов по восстановлению экономического роста страны на 2020 год и среднесрочную перспективу позволит восстановить деловую активность субъектов торговли в более короткие сроки, а также оказать максимальную поддержку экспортерам со стороны государства.

Третье. Министерством разработан проект Государственной программы развития торговли Республики Казахстан на 2021-2025 годы. Определенные в ней задачи и векторы развития торговли многократно обсуждались с бизнесом и заинтересованными сторонами. В проекте Программы предусматриваются как меры законодательного совершенствования, так и инструменты поддержки бизнеса и развития торговой инфраструктуры.

Четвертое. Создание многоформатной товаропроводящей системы. До конца 2022 года будут введены в эксплуатацию 24 ОРЦ во всех регионах. Это позволит сформировать национальную систему доставки товаров от поля до прилавка с наименьшими затратами и издержками отечественных товаропроизводителей, и самое главное – обеспечить продовольственную безопасность. При этом, население получит свежие и более дешевые продовольственные товары.

Пятое. В рамках создания полноценной национальной системы защиты прав потребителей предстоит завершить создание Единой информационной система приема жалоб и Межведомственного Совета. Они позволят сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте и обеспечат должный контроль за эффективностью принимаемых госорганами решений.

Шестое. В ходе предстоящей парламентской сессии на рассмотрение депутатов будет представлен проект Закона «О техническом регулировании». Он направлен на решение масштабных проблем безопасности продукции, процессов жизни, здоровья человека и окружающей среды.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться