Сегодня в Үкімет үйі под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева состоялось очередное заседание Координационного совета по реализации рамочных соглашений о партнерстве между Правительством и международными финансовыми организациями.

В ходе заседания обсуждены вопросы сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком по реализации ряда инфраструктурных проектов.

Координационный Совет создан Постановлением Правительства РК от 9 июня 2014 г. Цель — реализация рамочных соглашений о партнерстве между Правительством Казахстана и международными финансовыми организациями.

www.primeminister.kz

Сегодня Премьер-Министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев представил коллективу Министерства финансов нового министра — Алихана Смаилова.

Указом Главы государства министром финансов РК назначен Алихан Смаилов.

«Вы его все знаете, был заместителем министра финансов, занимал различные государственные должности, в том числе был помощником Президента по экономической части. Хорошо знает сферу финансов. Алихан Смаилов является опытным специалистом и руководителем. Уверен, что на новой должности он оправдает оказанное доверие Главы государства», — сказал Бакытжан Сагинтаев в ходе представления.

Премьер-Министр отметил, что перед Министерством финансов стоит большая задача по вопросу бюджета. Всю работу по его исполнению нужно выполнить качественно и своевременно. Вместе с тем, было поручено уделить особое внимание работе по налоговой части.

Вместе с тем, Премьер-Министр РК поблагодарил Бахыта Султанова за совместную плодотворную работу и пожелал успехов на новом месте. Напомним, Указом Главы государства Б. Султанов назначен акимом Астаны.

Следует отметить, что сегодня, в первой половине дня, на заседании Комитета Палаты по финансам и бюджету была согласована кандидатура А. Смаилова для назначения на должность Министра финансов РК. Данный вопрос рассмотрен на заседании Комитета в соответствии со статьей 22-1 Конституционного закона «О Парламенте РК и статусе его депутатов».

www.primeminister.kz

Сегодня в Үкімет үйі Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев провел встречу с представителями компании Chevron во главе c президентом «Шеврон. Европа, Евразия и Ближний Восток. Разведка и добыча» Джеффри Тоддом Леви и новым директором Евразийского подразделения «Шеврон» Дж. Балтц.

В ходе встречи обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества в нефтегазовой отрасли.

В Казахстане компания «Шеврон» участвует в реализации крупных проектов, среди них ТОО «Тенгизшевройл» (50%), Карачаганак (18%), «Каспийский трубопроводный консорциум» (15%).

www.primeminister.kz

Из-за дождливой и сырой погоды, стоявшей в зерносеющих регионах практически с начала посевной кампании, агрономы опасались за качество зерна нового урожая. Однако сегодня в ходе пресс-конференции по итогам заседания Правительства РК первый вице-министр сельского хозяйства А. Евниев сообщил журналистам, что качественные параметры зерна неплохие

По словам Армана Евниева, несмотря на неблагоприятные погодные условия с начала посевной кампании, уборочные работы продолжаются.

«Средний темп на сегодня 800 000 га в сутки. На оставшиеся 6 млн га требуется порядка 10 дней. Это с учетом того, что не будет дождей. Отставание от прошлого года составляет примерно 3 млн га. До 1 октября есть возможность закончить. Если будут какие-то осадки, то уборка завершится в первой декаде октября», — проинформировал А. Евниев.

Вице-министр сельского хозяйства заверил, что заморозки на данном этапе не окажут негативного влияния на уборочную кампанию.

«Если не будет осадков в виде дождя, то заморозки на этом этапе не страшны, потому что зерно сформировано», — сообщил А. Евниев, отметив неплохое качество зерна.

Отвечая на вопрос о благоприятном периоде для реализации сельхозпроизводителями зерна, вице-министр отметил, что после нового года, как правило, на зерновые ожидается рост цен, что позволяет продавать ее дороже, нежели сразу после уборки.

«Мы можем только рекомендовать, давать информацию - она в открытых источниках. Надо смотреть, что происходит на мировых зерновых рынках? Есть ежегодная тенденция, когда во время уборки, до конца календарного года всегда отмечается спад, но, как правило, после нового года наблюдается всплеск цены. Поэтому разумная тактика здесь — это продавать объем, необходимый для закрытия первоочередных потребностей, т. е. какие-то задолженности по налогам, зарплате и т. д., но основную реализацию оставить на более поздний период. Такие рекомендации мы даем», — сказал А. Евниев.

С другой стороны, как отметил первый вице-министр сельского хозяйства, сейчас конъюнктура цен благоприятная.

«Во многих странах - неурожай. И у наших соседей — Российской Федерации, и европейские производители зерна испытывают очень серьезное снижение валового сбора», — ответил Арман Евниев, подчеркнув потенциал для реализации отечественной сельхозпродукции.

www.primeminister.kz

«Назначить Смаилова Алихана Асхановича министром финансов Республики Казахстан. Освободить от занимаемой должности советника Президента РК», — говорится в Указе Главы государства.

Алихан Смаилов родился в 1972 г. В 1994 г. окончил Казахский государственный национальный университет им. Аль-Фараби по специальности «прикладная математика», в 1996 г. — Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования при Президенте РК, присуждена степень магистра государственного управления.

В 1993–1999 гг. работал главным специалистом в инвестиционно-приватизационном фонде «А-Инвест»; заместителем начальника управления, начальником управления Национального статистического агентства РК; заместителем председателя Комитета по статистике и анализу Агентства по статистическому планированию и реформам РК; главным экспертом, заведующим экономическим сектором отдела, государственный инспектор Администрации Президента РК.

1999–2003 гг. — председатель Агентства РК по статистике.

2003–2006 гг. — вице-министр иностранных дел РК, председатель правления АО «Государственная страховая компания по страхованию экспортных кредитов и инвестиций».

2006–2009 гг. — вице-министр финансов РК, президент НХ «КазАгро».

2009–2014 гг. — председатель Агентства РК по статистике.

2014–2015 гг. — председатель Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК.

В декабре 2015 г. Указом Главы государства назначен помощником Президента РК.

www.primeminister.kz

Сегодня на пресс-конференции по итогам заседания Правительства РК первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев прокомментировал слухи о предстоящем дефиците сахара в Казахстане.

Напомним, на прошлой неделе представители компаний, использующих в своем производстве сахар, сделали заявление о якобы неизбежном дефиците продукта в ближайшее время.

Арман Евниев отметил, что проведено исследование внутреннего рынка, результаты которого показали, что поводов для беспокойства нет.

«Население должно быть спокойно, потому что, во-первых, у нас есть расчеты по балансу, по наличию сахара, экспорту, импорту. У нас растет отечественное производство сахара: если в 2011 г. собственное производство сахара из сахарной свеклы составляло 200 тыс. т, то в этом году мы планируем более 460 тыс. т переработать», — сказал А. Евниев.

Первый вице-министр сельского хозяйства также разъяснил, что явилось поводом для возникновения слухов.

«Летом было принято постановление Правительства. С августа Правительство в рамках договоренностей с партнерами по ЕАЭС пошло на отмену беспошлинного ввоза тростникового сахара в Казахстан из третьих стран. Это означает, что теперь на эти партии будет пошлина в размере $340», — проинформировал первый вице-министр. Это мера, по его словам, была принята в целях развития отечественного производства. Потенциал — необходимая земля, вода, товаропроизводители для этого в стране имеются.

А. Евниев также отметил, что на сегодняшний день разрабатывается отраслевая программа по развитию сахарной отрасли.

«На уровне Правительства обсужден и реализуется комплекс оперативных мер. Есть договоренность с Евразийской сахарной ассоциацией. До конца этой недели они прибывают в Казахстан для того, чтобы подтвердить и закрепить свою возможность поставлять сахар соответствующими договорами, то есть подтвердят объемы и зафиксируют цены на поставку», — отметил первый вице-министр. Таким образом, заявление, что российские производители не могут поставлять на казахстанский рынок сахар, не соответствует действительности

По словам Армана Евниева, до принятия постановления Правительства завезено около 10 тыс. т сахара частными компаниями.

«Но этот сахар не прошел таможенную очистку, и встал вопрос о том, что он должен быть обложен таможенной пошлиной по новому порядку. Сейчас прорабатывается соответствующее решение Правительства о том, чтобы в качестве оперативной меры разрешить этим предприятиям растаможить этот сахар по ранее действовавшим условиям, то есть по нулевой ставке», — объяснил первый вице-министр.

Согласно данным Минсельхоза, на сегодняшний день в стабилизационных фондах Казахстана имеется порядка 15 тыс. т сахара, а также свободные средства для приобретения необходимого объема сахара.

«Это не исчерпывающий перечень мер, которые мы можем принять, поэтому населению беспокоиться не стоит. С другой стороны, на мировых рынках наблюдается перепроизводство сахара. Это связано с тем, что все больше в сознание людей проникает понимание здорового питания, снижения потребления сахара, переход на употребление фруктов, меда и т. д.», — резюмировал первый вице-министр.

На сегодняшний день отечественные производители сахара обеспечивают 10% всего рынка. Сахар в Казахстане производится в Алматинской и Жамбылской областях. Вместе с тем, все возможности для производства сахара имеются в Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской областях. В будущем будут реализованы инвестиционные проекты в данном направлении.

www.primeminister.kz

По итогам рассмотрения на заседании Правительства хода проведения уборочной кампании Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев поручил взять на контроль своевременное завершение работ.

Заслушав доклады Заместителя Премьер-Министра – министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева и акимов регионов, Премьер-Министр отметил, что из-за дождливой погоды в текущем году уборочная кампания в зерносеющих регионах идет с отставанием от графика и ниже показателей прошлого года на 20-25%.

Бакытжан Сагинтаев поручил взять на контроль своевременное завершение уборочных работ, воспользовавшись благоприятными погодными условиями.

Министерству энергетики поручено рассмотреть вопросы по выделению дополнительного объема дизтоплива регионам, а также проработать предложение акимата Акмолинской области о переносе графика выдачи топлива с октября месяца на сентябрь. Контроль — за Первым Заместителем Премьер-Министра РК А. Маминым.

Ежедневный мониторинг и координация уборочной работы закреплены за заместителем Премьер-Министра – министром сельского хозяйства Умирзаком Шукеевым.

www.primeminister.kz

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева рассмотрен ход уборочных работ 2018 г.

Заместитель Премьер-Министра РК – министр сельского хозяйства У. Шукеев доложил, что по предварительным данным областных управлений сельского хозяйства в текущем году зерновые культуры будут убраны с площади 15 млн га, в том числе пшеница — 11,1 млн га. Уборочные площади масличных культур составляют 2,8 млн га, что превышает уровень прошлого года на 0,4 млн га.

«В целом по республике валовый сбор зерновых прогнозируется на уровне 20 млн т. Объем производства маслосемян ожидается на уровне 2,3 млн т. Указанные объемы позволяют довести экспортный потенциал зерна до 9 млн т, маслосемян – до 1 млн т, обеспечить сырьем комбикормовые и маслоперерабатывающие предприятия», — сообщил У. Шукеев.

На сегодняшний день, зерновые культуры убраны с площади более 8,9 млн га или 59% подлежащих уборке, намолочено 11,2 млн т зерна при урожайности 12,5 ц/га. При этом в южных областях убрано 86% зерновых культур, западных — 89%, северных, центральных и восточных областях — 56%.

Как сообщил У. Шукеев, к уборке остается 6,1 млн га зерновых культур. При суточной производительности имеющихся зерноуборочных комбайнов порядка 800 тыс. га и благоприятных погодных условиях имеется возможность завершить уборку в первой декаде октября.

Потребность сельхозтоваропроизводителей в дизтопливе для проведения уборочных работ на период июль-октябрь составляет — 394 тыс. т. Данная потребность утверждена совместным с Минэнерго графиком закрепления за НПЗ областей. По состоянию на 14 сентября на проведение уборочных отгружено 268 тыс. т (68%). Средняя цена удешевленного дизтоплива на сентябрь с доставкой для СХТП в регионах составляет порядка 165 тг/л (191 тг/л на АЗС), что на 14% дешевле рыночных цен).

«На фоне обильных осадков наблюдается повышенная влажность поступающего на элеваторы зерна, что требует дополнительного проведения сушки урожая зерновых и масличных культур и, соответственно, затрат хлебоприемных предприятий на закуп дизтоплива для проведения сушки. По данным акиматов областей, более 50% намолоченного урожая имеет повышенную влажность свыше 20% при базисной 13,5%», — сказал У. Шукеев.

По словам Заместителя Премьер-Министра – министра сельского хозяйства, на сегодня поступили заявки от шести областей на выделение дополнительного объема дизтоплива на период октябрь-ноябрь на сушку зерна в количестве 85 тыс. т.

В целом подготовлено и принимают в уборочных работах 96% сельхозтехники, имеющейся в наличии. В настоящее время у СХТП имеется более 14 тыс. единиц высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов, которыми предполагается убрать более 70% уборочной площади зерновых культур.

«В целях стимулирования приобретения сельхозтехники и оказания финансовой поддержки СХТП министерством с текущего года возобновлена программа по удешевлению процентной ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники, актуализирована программа инвестиционного субсидирования», — сказал У. Шукеев.

На реализацию данной программы в текущем году из бюджета выделено 21,3 млрд тг. При этом предусматривается субсидирование лизинга сельхозтехники со ставкой вознаграждения не более 17% годовых, из которых 10% компенсируется за счет республиканского бюджета. Кроме того, с 2016 г. осуществляется выплата инвестиционных субсидий при приобретении сельхозтехники.

В настоящее время в стране функционируют 196 лицензированных хлебоприемных предприятий (ХПП) с общей емкостью хранения порядка 13,6 млн т, которые на основании лицензии, выдаваемой акиматами, оказывают услуги по складской деятельности с выпуском зерновых расписок. В плановом порядке ведется работа по подготовке материально-технической базы ХПП к приему зерна нового урожая. Общий объем имеющихся емкостей хранения зерна составляет 26,7 млн т, что достаточно для хранения зерна с учетом ожидаемого нового урожая.

В свою очередь, заместитель министра энергетики М. Досмухамбетов доложил, что в рамках график закрепления областей за НПЗ по поставке дизельного топлива на полевые работы 2018 г. потребность для СХТП утверждена в объеме 394,4 тыс. т, в том числе: Атырауский нефтеперерабатывающий завод — 116 тыс. т, Павлодарский нефтехимический завод — 149 тыс. т, Шымкентский НПЗ — 129,4 тыс. т.

«По состоянию на 14 сентября отгрузка дизельного топлива в адрес СХТП при плановых 394,4 тыс. т, составила 255,8 тыс. т. Все оплаченные объемы отгружаются в приоритетном порядке. Министерством осуществляется ежесуточный контроль за отгрузкой дизельного топлива в адрес СХТП», — сообщил вице-министр энергетики.

Что касается цены дизтоплива для СХТП, рекомендуемая цена на проведение осенне-полевых работ в июле 2018 г. составила 180 тыс. тг/т, в августе и сентябре 181 тыс. тг/т. При этом среднерыночная цена на АЗС РК составляет 188,1 тг/л.

О ситуации в основных зерносеющих регионах также доложили аким Акмолинской области М. Мурзалин, Северо-Казахстанской — К. Аксакалов, Костанайской — А. Мухамбетов.

www.primeminister.kz

Сегодня на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева одобрен Комплексный план по компактной застройке Астаны с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры на 2019–2023 гг.

Аким столицы Бахыт Султанов доложил, что во исполнение поручения Главы государства акиматом разработан Комплексный план. Оптимизированы границы территории освоения с 25,7 тыс. га до 15,4 тыс. га и определены пять перспективных зон застройки:

аллея Мынжылдык и вокзал «Нұрлы жол»;

пр. Мангілік ел;

западнее пр. Туран;

южнее п. Тельмана;

реновация района ул. Асан Кайгы.

За счет миграции населения и роста рождаемости ожидается увеличение численности населения ежегодно в среднем на 2,5%, к 2030 г. планируется достичь около 2 млн жителей. По прогнозу к 2023 г. ВРП столицы увеличится на 70% и превысит 10 трлн тг, при увеличении ежегодных темпов роста экономики с 4% до 6%. Кроме того, более чем на 37% вырастет количество субъектов МСБ, превысив отметку в 216 тыс. единиц. Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте к 2023 г. вырастет до 57% (в 2018 — 50,5%).

Ожидаемые темпы роста экономики и налогооблагаемой базы обеспечат увеличение собственных доходов местного бюджета на 43,7% до 355 млрд тг. Ежегодные поступления в республиканский бюджет от г. Астаны вырастут на 14% с 823 млрд тг в 2018 г. до 940 млрд тг в 2023 г.

«В ближайшие пять лет на развитие столицы будет вложено порядка 6 трлн тг частных инвестиций. Таким образом, на 1 тенге госинвестиций будет вложено 4-5 тенге – частных. В свою очередь, это будет способствовать расширению социальной и инженерной инфраструктуры, а также росту жилищного строительства», — сказал Б. Султанов.

Активная застройка территорий обеспечит ввод до 2023 г. около 10 млн м2 жилья.

С учетом ежегодного роста уровня автомобилизации на 8-9%, до 2023 г. планируется построить 121 км дорог, две транспортные развязки, три моста, путепровод, тоннель и завершение кольцевой дороги. Формирование транспортного каркаса позволит предотвратить вероятность возникновения транспортного коллапса на дорогах столицы и разгрузить на 50% основные магистрали города.

Один из проблемных вопросов Астаны, требующего четкого решения — это ливневая канализация.

«Планируется к концу следующего года провести работы по охвату 17,3 тыс. га и обеспечить беспрепятственным отводом поверхностных стоков. Общая площадь водосбора вырастет с 13 тыс. га до 23 тыс. га, что составит 66,2% от площади освоения до 2030 г. или 96,5% от площади, формирующей сток в систему ливневой канализации на 2020 г. В целях обеспечения качественными услугами для населения будет построено 150 км сетей водоснабжения и 81 км сетей водоотведения», — доложил акимы Астаны.

Реконструкция ТЭЦ-2 обеспечит дополнительно 2-2,5 млн м2 жилой и коммерческой площади централизованным теплоснабжением. Строительство I очереди ТЭЦ-3 обеспечит теплоснабжением западную и левобережную часть города. Вторую очередь ТЭЦ-3 мощностью 418 Гкал/час планируется реализовать через механизм ГЧП.

По словам акима, в настоящее время рассматривается вопрос приватизации энергокомплексов Астаны с привлечением независимых консультантов имеющих опыт в данной сфере. Все процедуры по приватизации планируется завершить до конца 2020 г.

Также планируется строительство трех подстанций 110 кВ и реконструкция воздушных линий 110 кВ. Это позволит обеспечить электроснабжением LRT, аллеи Мынжылдык, п. Железнодорожный, снизить нагрузку в юго-западной части города.

Что касается газификации столицы, то, как отметил Б. Султанов, на первом этапе к 2021 г. планируется перевести на газ водогрейные котлы ТЭЦ, а также малые частные котельные, жилые массивы. Это снизит выбросы вредных веществ на 30%.

Вместе с тем, планируется усилить работу по дальнейшей реконструкции русла реки Есиль (12 участков). С целью повышения качества жизни горожан планируется строительство парков и скверов, в том числе находящихся в 20-минутной шаговой доступности от любого жилого района города.

Докладывая о развитии системы образования, Б. Султанов сообщил, что до 2023 г. прирост контингента за счет прибывающих составит 124 тыс. новых ученических мест, из них 50% дефицита планируется покрыть частными школами, 50% за счет республиканского и местного бюджетов.

«На 2019–2023 гг. запланировано строительство 37 школ и 10 пристроек ориентировочно на 63 000 мест. Это позволит устранить дефицит в школах к 2021 г.», — отметил аким столицы. В сфере дошкольного образования планируется построить через ГЧП шесть детских садов на сумму 6 млрд тг.

По объектам здравоохранения также будет активно внедряться механизм ГЧП. Планируется построить 13 объектов на 44,1 млрд тг, еще два объекта на 30,4 млрд тг — за счет средств ГЧП или республиканского бюджета. Это Центральная дорожная больница на 500 коек и перинатальный центр на 250 коек.

Завершая выступление, Б. Султанов отметил, что реализация Комплексного плана внесет положительный эффект в развитие экономики как города, так и страны в целом. За 5 лет в бюджет поступит 7 трлн тг, также планируется привлечь 6 трлн частных инвестиций. Это позволит создать 300 тыс. новых рабочих мест и привлечь 3 млн туристов.

С докладом по данному вопросу выступил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, т. к. в рамках проекта Комплексного плана компактной застройки Астаны на 2019–2023 гг. Министерство является соисполнителем по девяти мероприятиям в сфере строительства, развития ЖКХ и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Так, по вопросам строительства и ЖКХ акиматом заявлено 295,8 млрд тг, в том числе по магистральным теплосетям, благоустройству города, системам водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, финансированию объектов жилищного строительства и инженерно-коммуникационной инфраструктуры к районам нового жилищного строительства по Астане. По вопросам дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках Комплексного плана предполагается реализовать 102 проекта, с общей протяженностью порядка 200 км, и изъять более 1000 земельных участков для этих целей. Ж. Касымбек отметил, что министерство в целом поддерживает необходимость реализации данных проектов.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, в свою очередь, доложил, что привлекаемые инвестиции на реализацию Комплексного плана по компактной застройке с обеспечением инженерно-транспортной инфраструктуры на 2019–2023 гг. обеспечат ежегодный темп роста экономики с 4% до 6%.

Реализация важных социально-экономических проектов с применением механизма ГЧП позволят сэкономить средства из государственного бюджета. В соответствии с обновленной методикой определения лимита принятия государственных обязательств по проектам ГЧП лимит города Астаны увеличен с 47,2 млрд тг до 88,1 млрд тг, что на 40,1 млрд тг (на 47%) больше и позволит планировать большее количество проектов.

Реализация мероприятий позволит также увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства более чем на 37%. В целях повышения предпринимательской деятельности продолжатся работы по снижению административных барьеров.

«Реализация Комплексного плана окажет значительный эффект при формировании Астанинской агломерации в качестве экономического центра евроазиатского континента, притягательного для населения Казахстана и других государств, и будет способствовать развитию человеческого капитала и качества жизни, развитию конкурентоспособной экономики», — сказал Т. Сулейменов.

С комментарием также выступил Первый Заместитель Премьер-Министра Аскар Мамин. Согласно Плану в ближайшие пять лет будет построено 10 млн м2 жилья. 546 тыс. людей будут обеспечены жильем. Будет построено 37 школ и 13 объектов здравоохранения. В Плане предусмотрена реализация проектов через механизмы ГЧП. В целом на развитие города будет привлечено 6 трлн тг частных инвестиций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что Глава нашего государства всегда подчеркивает — Астана должна развиваться как многофункциональный город с конкурентоспособной экономикой, высоким качеством жизни и окружающей среды. Реализация плана будет содействовать решению этих задач.

Акимату Астаны и всем заинтересованным госорганам поручено обеспечить своевременную и качественную реализацию мероприятий Комплексного плана по компактной застройке столицы.

www.primeminister.kz

Сегодня в ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева рассмотрен проект Дорожной карты по обеспечению занятости и социализации неучащейся и незанятой молодежи (NEET).

Понятие NEET (Not in education, employment or training) означает «не учащиеся, не работающие и не повышающие квалификацию». Учитывая важность вопроса, проведено всестороннее обследование тематики NEET-молодежи. Министерством общественного развития проведена работа по принятию Дорожной карты по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET в возрасте 18–29 лет, в том числе выпускников 2018 г.

Как доложил министр общественного развития Д. Калетаев, в западной практике NEET предполагает элемент добровольного исключения молодежи из рынка труда и образования. Например, как в Японии. Прослеживается асоциальное поведение, попытка «сбежать» из быстро урбанизирующегося мира. Молодежь стремится найти собственную идентичность и не всегда находит себя в действующей социальной структуре. Отсюда такие проблемы как суицидальность, девиация, глубокое социальное отчуждение. Происходит размывание ценностей семьи.

«В докладе Международной организации труда за 2017 г. отмечается, что за 20 лет численность молодежи в мире возросла на 139 млн человек, а доля в занятости сократилась на 35 млн человек», — сообщил Д. Калетаев, отметив, что на положение молодежи и ее настроения влияет в целом дефицитность трудовой занятости.

Вместе с тем, по словам министра общественного развития, в Казахстане молодежная занятость прогрессирует. Доля молодежи в возрасте 14–29 лет, не охваченной никакими методами социализации, сократилась с 18,6% в 2001 г. до 7,7% в текущем году (II кв. 2018). Однако есть ряд вопросов, требующих дополнительного внимания.

Дорожная карта по обеспечению занятости и социализации молодежи NEET предусматривает мероприятия по охвату населения семи категорий: иждивенцы, молодые женщины, фрилансеры сельская молодежь, люди с ограниченными возможностями, выходцы из малообеспеченных семей и асоциальные группы молодежи (освободившиеся из мест лишения свободы, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью, проходящие реабилитацию). Планируется охватить молодежь трех возрастных групп: младшая возрастная группа (18–22), средняя возрастная подгруппа (22–24), старшая возрастная подгруппа (25–29).

Дорожная карта предполагает комплексный подход к работы с NEET-молодежью:

1. Профессиональная ориентация: создание консультативных центров для молодежи по выбору профессии; проведение функциональных обзоров для ориентирования в перспективных профессиях в будущем.

2. Продвижение технического и профессионального образования: повышение эффективности дуального обучения; создание центров компетенций в колледжах с учетом подготовки инженерных кадров.

3. Повышение информированности молодежи о мерах господдержки и развития: формирование карты спроса и предложений на молодежном рынке труда; продолжение практики ярмарки вакансий; проведение инфоркампаний и общественных слушаний.

4. Развитие молодежного предпринимательства: введение государственного грантового финансирования молодежных проектов при предоставления бизнес-плана.

5. Военно-патриотическое воспитание.

6. Совершенствование деятельности молодежных ресурсных центров.

7. Решение жилищного вопроса: создание молодежных жилищных кооперативов; масштабирование опыта Алматы по созданию региональных жилищных программ.

8. Адаптация инструментов госсоцзаказа и грантового финансирования: особое внимание на поддержку молодых матерей-одиночек для недопущения отказов от детей.

9. Совершенствование методологии и законодательства: рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления понятия NEET в трудовом законодательстве; проведение целевых исследований по NEET-молодежи; организация системы учета такой молодежи в рамках АИС «Рынок труда»; проведение диагностических и мониторинговых социсследований с целью выявления основных социальных характеристик молодежи NEET.

10. Здоровый образ жизни: планирование воркаут-площадок в местах вероятного скопления молодежи.

«В этом случае мы можем способствовать сокращению социального отчуждения молодого поколения, основываясь на духе и силе программы “Рухани жаңғыру”», — резюмировал Д. Калетаев.

В свою очередь, министр образования и науки Е. Сагадиев доложил, что в стране наблюдается снижение уровня безработицы среди молодежи.

«По сравнению с 2015 г. уровень молодежной безработицы снизился с 4,2% до 3,8% в 2017 г. благодаря реализации программ и социальных проектов таких как “Дорожная карта занятости – 2020”, “Жасыл ел”, “С дипломом – в село!”, “Молодежная практика”, “Мәңгілік ел жастары-индустрияға! (Серпін)” и другие», — сказал Е. Сагадиев.

По данным Минобразования и науки, за последние годы улучшилось качество подготовки кадров и соответственно, повысился показатель по трудоустройству и занятости выпускников. В 2017 г. по сравнению с 2012 г. показатель трудоустройства и занятости выпускников колледжей увеличился на 12,6%. Вместе с тем, за последнее десятилетие наблюдается положительная динамика по снижению численности самозанятой молодежи. В проекте Дорожной карты из 30 мероприятий, МОН РК является соисполнителем по 14 мероприятиям, в числе которых — продвижение технического и профессионального образования.

«С 2014 г. реализуется проект “Серпін”. В настоящее время в рамках Проекта в 26 вузах из 9 областей обучаются 12 344 человек, а в 37 учебных заведениях ТиПО 7 регионов обучаются 2276 человек. В целом, данный проект вызывает большой интерес у молодежи, особенно из семей с невысоким социальным статусом, и может стать реальным социальным лифтом для их профессиональной самореализации», — доложил Е. Сагадиев.

Стоит отметить, что отработка выпускников в рамках Проекта осуществляется в соответствии с трехсторонним договором о трудоустройстве выпускника между организацией образования, работодателем и обучающимся. Наряду с этим, с сентября 2017 г. внедрен проект бесплатного технического и профессионального образования для всех, в рамках которого все желающие могут получить рабочую профессию бесплатно. В рамках данного проекта доля студентов, обучающихся по госзаказу, увеличена до 54%, что позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей. Также активизируется работа по внедрению дуального обучения: данная система внедрена в 460 колледжах с участием 3055 предприятий с охватом 31 тыс. студентов.

Министр труда и социальной защиты населения М. Абылкасымова в своем докладе отметила, что к концу II кв. 2018 г. уровень безработицы среди молодежи составил 3,8% или 82,4 тыс, человек. Это ниже уровня безработицы в республике.

«Общее число занятых молодых людей составляет 2,1 млн человек. 1,5 млн занятой молодежи являются наемными работниками, 456 тыс. – самозанятые. 36% молодых людей имеют высшее образование, а 39% – среднее образование, тогда как 25% молодых людей имеют базовое, среднее образование», — проинформировала М. Абылкасымова.

По ее словам, в стране ежегодно более 21 тыс. человек проходят подготовку по техническим и рабочим специальностям, уже обучено около 38 тыс. молодых людей.

О ситуации в регионах доложили акимы Западно-Казахстанкой области А. Кульгинов, Карагандинской — Е. Кошанов, заместитель акима Мангистауской области — С. Амангалиев.

www.primeminister.kz

Архив

Сен
2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти