Запрос депутатов Мажилиса о принятии мер по обеспечению права на жилище

16 октября депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан от фракции «Народные коммунисты» И. Смирнова, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, В. Косарев, М. Магеррамов и Т. Сыздыков направили депутатский запрос касательно необходимости в ближайшие сроки принять соответствующие меры по обеспечению права на достаточное жилище и предлагает: 1) имплементировать в национальное законодательство международные нормы по предотвращению бездомности, запрету принудительных выселений, исключению дискриминации, обеспечению гарантированности проживания всем социально уязвимым категориям населения, а также гарантировать, чтобы жилище каждого было достаточным; 2) особое внимание обратить на набравшие силу принудительные выселения проблемных заемщиков из единственного жилья, часто с несовершеннолетними детьми, престарелыми родственниками, инвалидами без предоставления другого жилья. 3) в рамках реализации Государственной программы «Нұрлы жер» обеспечить жилищем все социально уязвимые категории населения Республики Казахстан.

Премьер-Министр РК — Аскар Мамин

Рассмотрев ваш запрос относительно вопросов обеспечения прав граждан на достаточное жилище, сообщаем следующее.

В целом отмечаем, что жилищное законодательство Казахстана постоянно совершенствуется с учетом мирового опыта и актуальных трендов.

За последние годы в жилищное законодательство внесены поправки, направленные на повышение возможностей по улучшению своих жилищных условий некоторыми категориями граждан, а также нормы по предоставлению жилищных сертификатов для приобретения льготного жилья.

Работа по совершенствованию жилищного законодательства продолжается на постоянной основе.

Также со следующего года будет принята Госпрограмма «Нұрлы жер» на 2020 – 2025 годы, предусматривающая новую систему обеспечения жильем граждан, которая обеспечит адресность государственной поддержки и повысит эффективность планирования строительства жилья.

Касательно имплементации международного опыта по предотвращению бездомности, запрету принудительного выселения, исключению дискриминации, обеспечению гарантированности проживания и достаточности жилья 

Если рассмотреть жилищное законодательство других стран, можно в целом определить концептуальную схожесть с положениями отечественного законодательства. 
К примеру, в европейских странах к приоритетным категориям граждан при получении государственного льготного жилья относятся матери-одиночки, многодетные семьи, пенсионеры с небольшой пенсией, семьи с совокупным доходом ниже прожиточного минимума. 

В России на бесплатное получение жилья могут претендовать семьи с уровнем дохода ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, в Белоруссии нуждающимися в жилье признаются лица, на долю которых приходится менее 15 квадратных метров жилплощади и которые намеренно не ухудшили свои жилищные условия в течение последних пяти лет. 

Как видно, в большинстве передовых странах государство берет на себя в основном обеспечение жильем наиболее нуждающихся граждан, так как в условиях рыночной экономики предоставление бесплатного жилья может способствовать развитию в обществе иждивенческих настроений. 

Жилищные отношения в Республике Казахстан регулируются Законом «О жилищных отношениях» (далее - Закон), а также нормами Гражданского кодекса и другими актами. 

В целом Закон регулирует вопросы владения и прекращения права собственности на жилище, пользования им, требований к нему, выселения из него, сохранности и ремонта жилищного фонда, а также содержит критерии нуждаемости в жилье, основания, нормы и порядок его предоставления. 

Согласно Закону при прекращении права собственности на жилье в связи с реквизицией, изъятием земельного участка для государственных нужд, сноса аварийного жилья собственники и члены его семьи выселяются из данного жилья только с предоставлением другого жилья или выплаты компенсации. 

Следует отметить, что жилищное законодательство Казахстана постоянно совершенствуется с учетом мирового опыта и актуальных трендов. 

Так, за последние годы в жилищное законодательство внесены поправки, направленные на повышение возможностей по улучшению своих жилищных условий детьми-сиротами, многодетными матерями и семьями, а также нормы по предоставлению гражданам жилищных сертификатов для приобретения ими жилья через государственные программы. 

Работа по совершенствованию жилищного законодательства продолжается на постоянной основе. 

По вопросам принудительного выселения проблемных заемщиков из единственного жилья 

В сентябре текущего года в Правительстве было проведено совещание с участием Национального Банка, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции и Ассоциации финансистов Казахстана, на котором были рассмотрены вопросы принудительного выселения проблемных заемщиков из единственного жилья. 

В целях сокращения данных фактов Национальный Банк совместно с заинтересованными государственными органами прорабатывает возможность заключения меморандума, в котором будет предусмотрен запрет на выселение из жилья ипотечников, а также принятие всех необходимых и возможных мер по поиску оптимальных путей исполнения заемщиком обязательств без выселения из жилого имущества. 

Также отмечаем, что действующим законодательством уже предусмотрен запрет по выселению из единственного жилища в отопительный сезон граждан, относящихся к социально уязвимым слоям населения. 

В отношении обеспечения жильем по Госпрограмме «Нұрлы жер» 

На 1 октября текущего года численность социально уязвимых слоев населения, состоящих в очереди на жилье, составила 313 513 человек. 

Для обеспечения прозрачности получения жилья и системного единого учета прорабатывается вопрос внедрения Единой республиканской базы очередников, которая позволит провести соответствующую инвентаризацию для исключения очередников, уже получивших жилье, имеющих высокие доходы и других очередников, не соответствующих нормам жилищного законодательства. 

Кроме того, со следующего года будет принята новая Госпрограмма «Нұрлы жер» на 2020 – 2025 годы, предусматривающая градационную систему обеспечения жильем граждан в зависимости от их возможностей и статуса: 

1) арендное жилье без выкупа для социально-уязвимых категорий, не имеющих доходы либо имеющих доходы ниже 1 величины прожиточного минимума (далее - ПМ) на члена семьи; 

2) программа «Бақытты отбасы» для очередников, имеющих доходы до 2-х размеров ПМ на члена семьи; 

3) кредитное жилье акиматов для очередников, имеющих доходы не более 3,1-кратного размера ПМ на члена семьи (госслужащие, бюджетники, военнослужащие, оралманы); 

4) остальным очередникам, имеющим доходы свыше 3,1-кратного размера ПМ на члена семьи, доступна Программа «7-20-25», рыночные займы, система жилстройсбережений, механизмы долевого строительства. 

Данные подходы обеспечат адресность государственной поддержки и повысят эффективность планирования строительства жилья по Госпрограмме. 

В целом, с учетом текущих возможностей государственного бюджета, а также актуализированных механизмов Госпрограммы «Нұрлы жер», принимаемые меры значительно повысят уровень доступности жилья для граждан, состоящих в очереди. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться