15 Январь 2020, 15:22
11 декабря 2019 года депутаты фракции «Народные коммунисты» И. Смирнова, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, В. Косарев, М. Магеррамов, Т. Сыздыков направили депутатский запрос относительно результатов независимых международных исследований в сфере образования.
Премьер-Министр РК
В последние годы заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе работников системы образования, неоднократно повышалась. Так, учителям государственных общеобразовательных школ установлены доплаты за реализацию учебных программ по обновленному содержанию (в размере 30% от должностного оклада) и за квалификацию педагогического мастерства с учетом нагрузки (в размере от 30 до 50% от должностного оклада), за реализацию учебных программ по предметам химии, физики, биологии и информатики на английском языке (в размере 200% от базового должностного оклада).
В целях повышения престижа профессии учителя принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». Ежегодно на систему образования за счет республиканского бюджета выделяется в среднем около 1,5 трлн тг. По итогам оценки реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы достигнуты 66 из 71 целевого индикатора и показателя (93%).
В целях равномерного планирования и выравнивания финансирования расходов на одного ученика, обеспечения доступного и качественного среднего образования, создания условий для развития инклюзивного образования, повышения эффективности и целевого расходования бюджетных средств с сентября 2020 года во всех городских школах планируется внедрение подушевого нормативного финансирования.
В последующем планируется поэтапный переход в сельских школах. С учетом результатов исследований Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрены меры по сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для сокращения разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами будут приняты комплексные меры (обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педагогическими кадрами, изменение системы оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой). В целом, ведется комплексная работа по повышению качества образования и находятся на постоянном контроле Правительства.
Приложение
Касательно пересмотра подходов к установлению размера заработной платы учителей
В целях повышения престижа профессии учителя принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее – Закон). В рамках его реализации будут приняты следующие меры: - ежегодное увеличение на 25% заработной платы педагогов в рамках исполнения поручения Главы государства по повышению заработной платы в 2020-2024 годах в 2 раза; - доплата за квалификационную категорию педагогам по итогам успешного прохождения Национального квалификационного тестирования; - оплата очередного трудового отпуска продолжительностью 56 календарных дней педагогам организаций дошкольного и среднего образования; - доплата педагогам организаций среднего образования за степень магистра и наставничество; - увеличение в два раза размеров доплат, предусмотренных за классное руководство, проверку тетрадей и письменных работ педагогам организаций среднего образования и ТиПО.
В результате, должностные оклады воспитателя дошкольного учреждения второй категории со стажем от 7 до 10 лет увеличатся с 73 266 тенге в 2019 году до 149 716 тенге к 2023 году, педагога общеобразовательной школы первой категории со стажем работы от 15 лет – с 87 600 тенге в 2019 году до 185 464 тенге к 2023 году, мастера производственного обучения колледжа второй категории со стажем от 7 лет – с 83 884 тенге в 2019 году до 172 014 тенге к 2023 году.
Касательно эффективности использования выделенных средств на образование
Ежегодно на систему образования за счет республиканского бюджета выделяется в среднем около 1,5 трл тг. В целом расходы направлялись на реализацию мероприятий по достижению индикаторов и показателей Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. В целях равномерного планирования и выравнивания финансирования расходов на одного ученика, обеспечения доступного и качественного среднего образования, с сентября 2020 года во всех городских школах планируется внедрение подушевого нормативного финансирования. При этом расчет подушевого нормативного финансирования будет производиться по нормам расходов, связанным с оплатой труда (заработная Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении методики подушевого финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения» от 27 ноября 2017 года № 597. 2 плата, все виды доплат, включая ежемесячную доплату за проживание в зонах радиационного риска и экологического бедствия, стимулирующая составляющая, налоги и прочие обязательные отчисления работодателя).
Вместе с тем, для школ в форме государственного учреждения расходы на коммунальные услуги и интернет финансируются по фактической потребности вне норматива. Кроме того, в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются расходы на подготовку кадров, повышение квалификации и переподготовку квалифицированных работников и специалистов для обеспечения организаций образования высококвалифицированными педагогами, на учебно-методическое обеспечение системы образования.
Касательно проведения анализа результатов международных исследований с целью корректировки подходов к образованию в стране
В PISA-2018 средний балл Казахстана по читательской грамотности составил 387 баллов (ОЭСР – 487), математической – 423 балла (ОЭСР – 489) и естественнонаучной – 397 баллов (ОЭСР – 489). Казахстан тем самым отстает от ОЭСР на 100 баллов по чтению, 66 – математике и 92 – естествознанию. Исследования выявили, что в Казахстане сохраняется высокая межрегиональная дифференциация в качестве образования.
Разница в баллах между самым сильным и самым слабым регионом в PISA-2018 составила 84 балла по чтению, 73 – математике и 70 – естествознанию. Практически все южные и, в особенности, западные регионы показывают результаты ниже среднего по стране. Обучающиеся в городских школах превосходят в результатах своих сверстников из сел. Разница по чтению составила 38 баллов, математике – 22 балла и естествознанию – 32 балла.
Низкие данные PISA обусловлены тем, что участники PISA-2018 не полностью перешли на обновленное содержание среднего образования (лишь 0,1% (7-классники) перешли на обновленное содержание). Достижение наилучших результатов ожидается с PISA-2021 после полного перехода школьников на обновленное содержание.
С учетом результатов исследований Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрены меры по сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для выравнивания возможностей и сокращения разрыва в образовательных достижениях обучающихся, усилия будут сконцентрированы на поддержке школ с низкой результативностью. В целях снижения информационного неравенства и создания равных возможностей для детей из разных регионов будет организована онлайн подготовка к предметным олимпиадам различного уровня с лучшими тренерами страны.
Постановление Правительства Республики Казахстан «Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы» от 27 декабря 2019 года № 988.
Реализация данных мер позволит улучшить качество образования и создать условия для формирования конкурентоспособной личности. Касательно использования цифровых технологий В соответствии с Госпрограммой продолжится работа по развитию цифровой инфраструктуры организаций образования (беспроводные коммуникации, облачные технологии, микросерверы, компьютеры и периферийное оборудование, локальная сеть, широкополосный доступ в Интернет и др.).
В рамках реализации проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» свыше 5 000 школ будут обеспечены 100 000 ноутбуками и 20 000 принтерами. Более 2 500 школ, у которых отсутствует подключение к интернету, либо низкая скорость подключения, получат 1 200 центров обработки данных. В результате будет реализован проект «1 учитель – 1 компьютер» по обеспечению всех педагогов компьютерами. Касательно обеспечения доступа к качественному образованию для детей, как городов, так и сел Согласно поручению, озвученному в Послании Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», предусматривается внедрение новой системы разработки и экспертизы учебников среднего образования.
Внешний контроль будет направлен не только для выявления недостатков, но и для оказания методической помощи по их предупреждению и устранению. Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры. Для решения данной проблемы школы будут строиться за счет государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) (800 новых школ более чем на 650 тысяч мест). Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется строительство 114 интернатов для сельских опорных школ.
Для повышения качества школьного образования, в том числе в сельской местности, школы будут обеспечены современными предметными (физики, химии, биологии), компьютерными кабинетами. Касательно обеспечения широкого доступа к различным кружкам в городских и сельских школах В рамках Госпрограммы будет разработано и запущено программное обеспечение «Навигатор дополнительного образования» (далее – Навигатор), которое позволит родителям и детям видеть пользовательские или экспертные оценки и выбирать организации дополнительного образования по желанию.
Разработка методологии информационного модуля Навигатора будет основана на результатах исследования факторов и условий достижения качества дополнительного образования (материально-техническая база организаций дополнительного образования, качественный состав педагогов, запросы родителей в услугах дополнительного образования).
Также планируется реализация общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы», реализация проекта «Дети и театр» с целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства, реализация социальных проектов детского волонтерского проекта «Қоғамға қызмет». Во всех регионах продолжится развитие сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов на базе Дворцов школьников за счет местного бюджета и спонсорских средств.
Касательно обеспечения охвата дошкольным образованием детей от 2 лет
Для обеспечения равных условий и доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению предлагается дальнейшее расширение сети дошкольных организаций и школ за счет механизма государственно-частного партнерства и подушевого финансирования, а также создание института воспитателей на дому (социальные няни), в том числе при штатах дошкольных организаций. Продолжится работа по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение. Кроме того, будут разработаны рекомендации по созданию групп кратковременного пребывания при действующих дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных и многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для родителей детей, неохваченных дошкольным образованием, будет расширена сеть консультационных пунктов, разработаны обучающие онлайн и мобильные приложения. Данные меры позволят улучшить качество на всех уровнях образования и создать условия для формирования конкурентоспособной личности.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться