Интервью: как будет работать закон о сокращении количества операторов жилищных программ?

Во вторник Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения количества операторов жилищных программ». Согласно этому закону в Казахстане будет работать единый оператор реализации жилищной политики. Подробнее о том, как будет работать единый оператор, в интервью PrimeMinister.kz рассказал директор департамента по развитию строительной отрасли и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Руслан Лепесов. 

Основной целью принятого Закона является реализация Послания Главы государства народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» касательно сокращения количества операторов жилищных программ.

Закон направлен на объединение действующих операторов жилищных программ АО «Ипотечная организация «Казахстанская Ипотечная Компания», АО «Байтерек девелопмент», АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» и инструмента субсидирования застройщиков через АО «Даму» в Единого оператора жилищного строительства, а также исключение дублирующих функций и сокращение общих административных расходов действующих операторов.

— Руслан Талгатович, какая работа была проведена Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК до введения Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения количества операторов жилищных программ»? 

— Депутатами Мажилиса Парламента РК инициирован проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения количества операторов жилищных программ». В целях решения системной проблемы по повышению жилищной обеспеченности населения страны, Правительством Республики Казахстан было разработано концептуально новое направление деятельности «арендное жилье с правом выкупа», с привлечением АО «Казахстанская Ипотечная Компания» и АО «Байтерек девелопмент» в качестве операторов данного направления. В этой связи, АО «КИК» и АО «БД» обеспечивали строительство и приобретение готового жилья, в целях последующего предоставления в аренду с выкупом, лицам состоящим на учете в местных исполнительных органах в качестве нуждающихся в жилье. Общий объем арендного портфеля АО «КИК» и АО «БД», по состоянию на начало 2020 года, составил 169,9 млрд тенге. Сдано 1 807,7 тыс. м2 жилья или 30 324 квартиры. Таким образом, ранее АО «ИО «КИК» и АО «БД» дублировали функции по обеспечению населения арендным жильем с выкупом. После создания Единого оператора все функции по организации строительства, приобретения жилья, в том числе посредством финансирования частных застройщиков, выкупа облигаций местных исполнительных органов, будет осуществляться одним оператором.

— Ранее отмечалось, что на Единого оператора распространяются полномочия Нацбанка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка в сфере финансирования жилищного строительства, гарантирования долевого строительства, предоставления арендного жилья с выкупом в рамках государственных программ. Какие функции также будут переданы? 

— Согласно принятому Закону Единым оператором жилищного строительства признается ипотечная организация с прямым или косвенным участием государства в уставном капитале, целью которой является участие в реализации государственной политики в области обеспечения доступности жилья населению Республики Казахстан, через механизмы ипотечного кредитования и предоставления арендного жилья, развития долевого жилищного строительства, а также обеспечение доступности финансовых ресурсов для строительной отрасли. Таким образом, Единый оператор, являясь ипотечной организацией, будет контролироваться Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и Национальным банком РК в части осуществления следующих видов деятельности: предоставление ипотечных займов; управление правами требования по ипотечным займам в интересах и по поручению доверителя; приобретение прав требования платежа с покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа; лизинговой деятельности; инвестиционной деятельности; реализацию заложенного имущества; выпуск и размещение ценных бумаг, в том числе облигаций; предоставление займов уполномоченной организации, определенной в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве», и юридическим лицам, осуществляющим строительство в рамках государственных программ жилищного строительства; и другие. Вместе с тем, учитывая, что Единый оператор будет осуществлять деятельность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, его деятельность будет контролироваться уполномоченным органом в сфере архитектуры и градостроительства, а именно следующая деятельность: предоставление гарантий на завершение строительства многоквартирного жилого дома; гарантирование ипотечных займов (ипотечных жилищных займов), арендных платежей, взносов по накоплениям жилищных строительных сбережений; гарантирование займов (кредитов) на приобретение доли в многоквартирном жилом доме; финансирование и реализация инвестиционных проектов; имущественный наем (аренда) объектов недвижимости, в том числе с правом последующего выкупа; деятельность, возложенная на Единого оператора законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

— Во время презентации законопроекта в стенах Парламента отмечалось, что в результате объединения административные расходы операторов сократятся на 42%. 

— В результате объединения трех операторов жилищных программ будут сокращены общие административные расходы с 8,73 млрд тенге до 5,09 млрд тенге (42%), а также численность работников — с 311 до 233 человек (25%). В каждом регионе страны Единый оператор будет иметь своих представителей.

— Не будут ли функции Единого оператора дублироваться с АО «Жилстройсбербанк»?

— Единый оператор будет работать исключительно с частными застройщиками и акиматами по строительству доступного жилья через такие инструменты как:

1) обеспечение сохранности долевых вкладов населения путем гарантирования завершения строительства;

2) финансирование строительства жилья через механизмы выкупа облигаций акиматов;

3) субсидирование ставки вознаграждения по коммерческим кредитам частных застройщиков;

4) кредитование уполномоченных организаций при акиматах, а также юридических лиц, осуществляющих строительство жилья в рамках государственных программ;

5) финансирование и реализация инвестиционных проектов.

«Жилстройсбербанк» в свою очередь работает исключительно с физическими лицами. Это единственный банк в стране, развивающий систему жилищно-строительных сбережений путем выдачи населению льготных жилищных займов. Кроме того, согласно поручению Главы государства, до конца 2020 года на базе ЖССБК будет создан полноценный институт развития и поддержки – Отбасы банк, который будет централизованно осуществлять учет, постановку и распределение жилья. Для реализации поставленной задачи планируется передать существующую систему очередности из акиматов в Отбасы банк, который будет работать по принципу «одного окна» для семей, не имеющих жилья. Планируется предоставить полный доступ ЖССБК к государственным базам данных физических лиц. Будет создан «Центр обеспечения жильем» и активно внедряться лестница доступности жилья.

Таким образом, количество действующих пяти операторов сократится до двух - жилищный блок Холдинга будет стимулировать строительство жилья через функции Единого оператора и обеспечит спрос со стороны работающих граждан через займы ЖССБК.

— Будет ли Единый оператор курировать работу компаний, которые осуществляют долевое жилищное строительство и жилищные кооперативы?

— Основной задачей Единого оператора будет являться обеспечение стабильности и эффективности системы гарантирования долевого участия в жилищном строительстве. В этой связи, Единый оператор будет предоставлять гарантии на завершение строительства многоквартирного жилого дома. Заключенный договор о предоставлении гарантии с Единым оператором является основанием для заключения уполномоченной компанией договоров о долевом участии в жилищном строительстве с дольщиками и привлечения денег дольщиков. В обеспечение исполнения обязательств застройщика и уполномоченной компании по договору о предоставлении гарантии Единому оператору предоставляется в залог земельный участок вместе с объектом незавершенного строительства, а также голосующие акции (долей участия в уставном капитале) уполномоченной компании и договор доверительного управления голосующими акциями (долями участия в уставном капитале), который вступает в силу в случае наступления гарантийного случая.

Решение Единого оператора о возможном наступлении гарантийного случая принимается по результатам:

1) мониторинга строительства многоквартирного жилого дома;

2) ежемесячных и иных отчетов инжиниринговой компании;

3) информации, полученной от уполномоченной компании, уполномоченного органа;

4) письменного обращения дольщика (дольщиков).

Единый оператор:

1) осуществляет проверку информации о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств уполномоченной компанией по строительству многоквартирного жилого дома в срок не позднее десяти рабочих дней со дня поступления информации;

2) направляет запрос застройщику, уполномоченной компании о разъяснении указанной информации.

Таким образом, Единый оператор в рамках представленных ему полномочий будет контролировать работу застройщиков, осуществляющих строительство за счет средств дольщиков. 

— Спасибо за участие в интервью!

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться