Реализация новой госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы позволит создать более 550 тыс. рабочих мест

На очередном заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен ход реализации Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы. О ходе реализации Госпрограммы доложил министр индустрии и инфраструктурного развития Б.Атамкулов.

Как сообщил министр, за последние 5 лет в развитие транспортной отрасли инвестировано порядка 5 трлн 800 млрд тг. Из них 44% или 2 трлн 540 млрд составили государственные средства, тогда как оставшиеся 56% или 3 трлн 274 млрд профинансированы с участием частного сектора, в том числе через механизм государственно-частного партнерства.

В разрезе отраслей транспорта наибольший объем инвестиций приходится на автодорожные и железнодорожные проекты – 37% и 40% соответственно.

«Благодаря таким масштабным вложениям, по сравнению с 2014-м годом доля транспорта в ВВП выросла с 7,9% до 8,2% в 2018-м, а по итогам 2019 ожидается на уровне 8,3%, создано более 400 тысяч рабочих мест, производительность труда выросла в 1,7 раз  — с 5 млн 100 тыс. до 8 млн 700 тыс. тг на человек», — проинформировал Б.Атамкулов.

По его словам, общий транзит контейнеров вырос в 3 раза с 271 тыс. до 825 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ), доход от транзита вырос в 4,3 раза с 180 млрд до 782,4 млрд тг. Объем транзита грузовых автоперевозок вырос в полтора раза — с 1 млн 300 тыс. до 1 млн 800 тыс. тонн. Количество транзитных авиапассажиров увеличилось в 4 раза и до конца года планируется довести до 1 млн транзитных пассажиров.

В целом, построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе полное завершение международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также участки Нур-Султан - Караганда, Алматы - Талдыкорган, Кокшетау - Петропавловск, Актау - Бейнеу, Уральск - Каменка, Обход перевала Кордай, Бейнеу - Акжигит - граница Узбекистана.

«Введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог: Жезказган - Бейнеу (1040 км), Аркалык - Шубарколь (214 км), Боржакты - Ерсай (14 км) и вторые пути на участке Алматы - Шу (111 км), проведена модернизация 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семей, Костанай, Балхаш. Значительно расширена география полетов, достигнув 99 международных авиамаршрутов», — сказал Б. Атамкулов. 

Одним из основных направлений Программы является развитие автомобильных дорог. Если в предшествующий период до 2015 года на республиканской сети основным проектом был транзитный коридор Западная Европа-Западный Китай и в среднем в год работы по реконструкции велись на 2 тыс. км, то в период с 2015 по 2019 годы охвачено 6,8 тыс. км, при этом в последний год работы велись на 4,4 тыс. км. По итогам реализации Программы, построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения. Завершение 3,8 тыс. км предусмотрено в 2020 и 2021 годы. Также в рамках Программы за прошедший период отремонтировано 10 тыс. км по республиканской сети.

Как подчеркнул министр индустрии и инфраструктурного развития, в целях повышения транзитного потенциала проводится планомерная работа по развитию международных коридоров. Особое внимание уделено местной сети автодорог. За прошедшие 5 лет на развитие автодорог областного и районного значения выделено 590 млрд тг и отремонтировано 15 тыс. км автодорог.

В 2013 году запущена первая платная автодорога Нур-Султан – Щучинск, протяженностью 211 км, где ежегодно собирается свыше 1 млрд тенге, которая покрывает затраты на его содержание. 

«В настоящее время протяженность платных дорог увеличена до 682 км (Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км) и ежегодные сборы составляют свыше 4 млрд тг, что позволяет экономить бюджетные средства на содержание данных автодорог». — сообщил Б. Атамкулов.

В целях обеспечения пользователей автодорог качественным придорожным сервисов приведены в соответствие с Национальным стандартом 1 тыс. объектов из 1822 действующих. Дополнительно за счет бюджета и частных капиталов построены 73 объекта. Данная работа будет продолжена  в предстоящий период.

За последние пять лет введено в эксплуатацию 1 376 км новых железных дорог, направленных на повышение транзитного потенциала и на оптимизацию внутренних перевозок. Вместе с тем, за годы реализации программы «Нұрлы жол» выработаны меры государственной поддержки для обновления железнодорожного подвижного состава, в рамках которого выделено 1 трлн 314 млрд тг бюджетных и частных инвестиции. Закуплено 581 пассажирских и 20 тысяч единиц грузовых вагонов, порядка 130 единиц тягового подвижного состава (58 электровозов и 72 тепловозов).

В сфере гражданской авиации по итогам пятилетки количество обслуженных пассажиров в отечественных аэропортах увеличено до 16,2 млн. человек, перевезено 8,1 млн. пассажиров,  что на 47% больше чем в 2014 году. В целом, отмечается рост и обновление парка воздушных судов отечественных авиакомпаний. В государственный реестр воздушных судов было внесено 78 единиц, а основные перевозчики пополнили парк на 22 самолета.

Продолжена работа по развитию наземной инфраструктуры казахстанских аэропортов, общий объем инвестиций в которую составил почти 128 млрд тг. В рамках Первого «Нұрлы Жол» также были реконструированы терминала в аэропортах городов Петропавловск, Тараз и Семей. Проведена реконструкция и модернизация взлетно-посадочных полос аэропортов городов Алматы, Петропавловск, Тараз, Уральск и Семей.

Как проинформировал министр, в текущем году завершается реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Костанай и Балхаш. Ведется работа по увеличению количества международных авиасообщений. 

«На сегодняшний день Казахстан имеет авиасообщение с 26 иностранными государствами по 99 международным маршрутам С 2017 года внедрен режим «открытого неба»  в г. Нур-Султан. За 3 года казахстанскими и иностранными авиаперевозчиками открыто 19 новых маршрутов, в том числе в Токио, Варшаву, Будапешт, Хельсинки и другие. Наращивается частота полетов действующих маршрутов в Лондон, Москву, Пекин, Стамбул», — сообщил Б. Атамкулов.

Планируются к открытию казахстанскими перевозчиками рейсы в такие крупные города, как Шанхай (2020), Сингапур (2020 г.), Нью-Йорк (2021 г.).

В сфере морского транспорта в результате реализации госпрограммы «Нұрлы жол» пропускная способность Актауского транспортного узла доведена с 17 млн тонн до 27 млн тонн. Доля в общем объеме грузооборота на Каспийском море увеличена с 21 % до 30 %. При этом по сравнению с 2014 годом на сегодняшний день практически в 3 раза выросли объемы транспортировки через морские порты Актау и Курык сухих и паромных грузов.

«В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» построены 3 новых сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн и паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн, а также отечественный торговый флот пополнился 4 сухогрузами грузоподъемностью по 5 и 7 тыс. тонн», — отметил министр.

Объем грузоперевозок по внутренним водным путям с начала реализации программы «Нұрлы жол» вырос на 86 % или с 750 тысяч тонн до 1,4 миллион. тонн.

На развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры в ключевых точках дистрибуции грузопотоков  было инвестировано порядка 329 млрд тг. Рост транзитных перевозок через территорию Казахстана с 2014 года вырос на 12% с 17 до 20 млн. тонн (2019 г).

Объем контейнерного транзита через Казахстан вырос за этот период в три раза с 271 тыс. до 825 тыс. контейнеров (2019 г), а объемы повагонного железнодорожного транзита выросли на 12% с 16 млн тонн в 2014 года до 18 млн  тонн в 2019 году.

В сфере модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в целях снижения нагрузки на бюджет реализуются механизмы бюджетного кредитования и субсидирования. За период 2015 – 2018 годы для реализации 399 проектов было выделено порядка 229 млрд тг, построено и реконструировано 3367 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных, 77 единиц других объектов. В результате принятых мер износ сетей с 2015 года снизился с 67% до 57%. В 2019 году выделено 37,9 млрд тг на реализацию 18 проектов. Запланированы реконструкция и строительство порядка 127 км инженерных сетей.

По словам Б. Атамкулова, новая госпрограмма повысит мобильность, производительность труда и качество жизни. Общий объем финансирования новой Госпрограммы до 2025 года составляет 6 трлн 598 млрд тг. В рамках развития автодорожной инфраструктуры планируется реконструкция 10 тыс. км и ремонт 11 тыс. республиканской сети, ремонт 27 тыс. км местной сети.

В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык-Мойынты и электрификация участка Мойынты-Актогай. Для развития малых воздушных линий планируется строительство 16 аэродромов. Для развития водного транспорта планируется приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота и проведение капитального ремонта шлюзов.

С целью приведения к национальному стандарту в сфере автомобильного транспорта планируется строительство и модернизация порядка 133 автостанций, автовокзалов и пунктов обслуживания пассажиров.

«Реализация новой Госпрограммы «Нұрлы жол» позволит создать 551 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных, увеличить производительность труда на 20% к уровню 2019 года с 8,7 до 10,4 млн тг на человека, увеличить доходы от транзита 61% с 2,4 до $4,2 млрд в год», — резюмировал Б. Атамкулов.

В свою очередь, заместитель Премьер-Министра РК Р. Скляр отметил, что новая госпрограмма «Нұрлы жол» включает в себя все аспекты дальнейшего развития транспортно-логистической отрасли. Программа реализуется в соответствии с поручением Главы государства и направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться