Оптимизация бюджета, снижение уровня «теневой» экономики и совершенствование госзакупок — министр финансов отчитался перед населением

Сегодня на отчетной встрече с населением министр финансов РК Ерулан Жамаубаев рассказал о результатах работы Минфина за 2020 год и дальнейших планах ведомства на 2021 год.

Сейчас штатная численность Министерства финансов составляет 16 247 единиц. За последние два года министерством проведена большая оптимизация. Сокращено 1 965 единиц. На сегодняшний день структура министерства состоит из центрального аппарата, 4 ведомств и 3 подведомственных организации.

Министерством физическим и юридическим лицам оказывается 50 видов государственных услуг, из них 46 или 92% оказываются в электронном виде. Всего в 2020 году оказано 22,9 млн государственных услуг, в том числе 22,2 млн или 97% в электронном виде.

«В будущем планируем перевести все виды услуг в электронный формат. В целом, министерство в своей деятельности продвигает максимальную открытость и конструктивный подход. Работаем в тесном контакте с обществом, что соответствует концепции «слышащего государства». Цели и задачи министерства направлены на устойчивое развитие экономики, повышение реального благосостояния казахстанцев и реализацию всех возложенных задач. Нашими приоритетами являются повышение эффективности планирования бюджетных расходов и улучшение бюджетных процедур, совершенствование и цифровизация налогово-таможенного администрирования и аудита», — сказал министр финансов.  

В прошлом году в госбюджет поступило 9 трлн 751 млрд тг, план выполнен на 102,7%. По доходам местных бюджетов план выполнен на 108%, при запланированных 2 трлн 955 млрд тг поступили 3 трлн 191 млрд тг.

В прошлом году в республиканский бюджет поступило 6 трлн 561 млрд тг, план выполнен на 100,3%.

План по доходам составил 22 млрд тенге, в том числе налоги — 16 млрд тг. Основная сумма перевыполнения по налогам приходилась на корпоративный подоходный налог, налог на добычу полезных ископаемых и экспортную таможенную пошлину на сырую нефть.

Расходы государственного бюджета исполнены на 98,2%, расходы республиканского бюджета — на 98,3%, расходы местных бюджетов — на 99,1%.

 

В 2020 году завершен комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. В прошлом году  продано 12 объектов на 101,1 млрд тг. В результате доля государства в экономике за 2015-2020 годы сократилась с 19,1% до 15% по отношению к валовому внутреннему продукту. В целях упрощения и ускорения процедур приватизации приняты соответствующие законодательные акты.

«Одной из важнейших составляющих исполнения бюджета являются государственные закупки. Сегодня весь его процесс автоматизирован. На веб-портале зарегистрировано более 109 тыс. поставщиков и 24 тыс. заказчиков. Объем госзакупок вырос на 30% по сравнению с 2019 годом и составил 5,9 трлн тг. В прошлом году условно сэкономленные при госзакупках средства составили 448 млрд тг. В целом за последние 3 года экономия составила 1 трлн тг», —  отметил Е. Жамаубаев.

 

В 2020 году камеральным контролем охвачено более 1,4 млн процедур государственных закупок на 10,4 трлн тг. По итогам выявлены нарушения на 983 млрд тг, финансовые нарушения выявлены на 251 млрд тг, из которых 74% приходятся на нарушения при ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности. 251 материал направлен в правоохранительные органы, а за допущенные нарушения к ответственности привлечены 2 349 должностных лиц. Для повышения эффективности деятельности объектов аудита выданы 1 950 рекомендаций.

Глава ведомства также сообщил, что деятельность Министерства в т.г. направлена на реализацию стратегических инициатив и поручений Главы государства и мероприятий Предвыборной программы партии «Nur Otan».

В целом, планируемую работу можно сгруппировать по 5 ключевым блокам:

Первый — обеспечение сбалансированности и оптимизация бюджета

Второй — цифровизация налогового и таможенного администрирования и снижение уровня «теневой» экономики

Третий — повышение эффективности управления государственными активами

Четвертый — дальнейшее совершенствование государственных закупок

Пятый — повышение качества государственного аудита.

Первое. Что касается задач в сфере бюджетного планирования.

В прошлом году внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают новые подходы по формированию бюджета в части гармонизации стратегического и бюджетного планирования и механизмы, позволяющие использовать бюджетные средства с максимальной отдачей.

В соответствии с поправками определены лимиты расходов администраторов бюджетных программ с акцентом на стратегические задачи. Также совместно с госорганами ведется работа по подготовке национальных проектов в разных отраслях экономики.

«Наша задача сформировать сбалансированный бюджет, направленный на решение социально-экономических задач. Важным компонентом бюджетного процесса является Национальный фонд. Его активы на 1 июня т.г. составили 27,6 трлн тг, в том числе валютный портфель — $58,5 млрд. Необходимо отметить, что по итогам 2020 года Нацфонд вырос на $744 млрд тг. Министерством на системной основе ведется работа, направленная на усиление его сберегательной функции. В частности, внесены поправки в Бюджетный кодекс по поэтапному сокращению размера гарантированного трансферта из Нацфонда и применению контрцикличного бюджетного правила. Данные меры способствуют накоплению активов Нацфонда и постепенному снижению ненефтяного дефицита», — объяснил министр. 

Вместе с тем, в 2020 году завершился 1-ый этап реализации проекта «Развитие системы государственного планирования», что позволило провести формирование республиканского бюджета на 2021-2023 годы в электронном виде.

К системе подключены 1 125 госучреждений и 4 тыс. пользователей. В этом году планируется реализовать 2-ой этап проекта развития ИСГП. Проект позволит оптимизировать временные и накладные расходы, связанные с планированием бюджета, а также обеспечить его транспарентность.

В прошлом году по поручению Главы государства реализована система мониторинга эффективности выделяемых мер государственной поддержки. Разработана соответствующая методика и информационная система. Оценка проведена по 3-м показателям эффективности: бюджетная, финансово-экономическая и социально-экономическая. Уже имеются предварительные итоги работы системы по 76 мерам господдержки в рамках 8-ми государственных и отраслевых программ. 

В текущем году оценкой эффективности будут охвачены все меры финансовой поддержки, результаты которых в дальнейшем будут использованы для повышения качества планирования республиканского бюджета. 

В целях обеспечения прозрачности бюджетного процесса ведется работа в рамках инициативы обследования открытости бюджета. Она проводится под эгидой международного партнерства по бюджету один раз в два года. По итогам 2019 года Казахстану присвоено 58 баллов или 37 место среди 117 стран мира. В планах набрать минимум 59 баллов по Индексу открытости бюджета. Для этого мы проанализировали и учли рекомендации международного партнерства по бюджету. 

Второе. Касательно цифровизации налогового и таможенного администрирования и снижение уровня «теневой» экономики.

«Наша приоритетная задача снижение теневой экономики до уровня стран ОЭСР. Это – 15% к ВВП. Сейчас ведется работа по актуализации Плана мероприятий по противодействию теневой экономике по всем сферам и отраслям. Нами проводится усиленная работа по цифровизации налогово-таможенного администрирования, позволяющая обеспечить бюджет стабильными источниками доходов. Только за последние 3 года принятые меры обеспечили дополнительные поступления в бюджет в размере более 2 трлн тг,  из них в 2020 году — 710 млрд тг. Снижению теневой экономики также способствует всеобщее декларирование доходов населения. Как вы знаете, с 1 января 2021 года стартовал первый этап всеобщего налогового декларирования», — сказал министр.

Его целью является создание эффективной системы контроля доходов и имущества физических лиц. Это позволит также снизить коррупционные проявления и увеличить дополнительные поступления в бюджет. Декларирование проводится поэтапно в отношении государственных служащих с последующим переходом для всех граждан. Были приняты своевременные меры по расширению инфраструктуры госкорпорации «Правительство для граждан».

Для удобства населения реализованы электронные сервисы по сдаче деклараций через: кабинет налогоплательщика, веб-портал «Электронного правительства» и мобильное приложение «Е-Salyq Azamat». 

«На сегодня в рамках первого этапа декларирования налоговую отчетность представили свыше 462 тыс. человек.  Это 97% от запланированного показателя текущего года. До окончательного внедрения всеобщего декларирования будет продолжена широкомасштабная разъяснительная работа. Хотелось бы отдельно остановиться на дальнейших перспективах цифровизации и мерах по улучшению администрирования», — отметил Е. Жамаубаев.  

Цель — создание благоприятных условий для бизнеса и населения путем обеспечения эффективной фискальной системы и качественного сервиса. Для этого будут модернизированы Интегрированная база данных (ИБД) и система налогового администрирования (ИСНА).

В этих целях налаживается обмен сведениями со странами ОЭСР по финансовым счетам наших граждан в иностранных юрисдикциях. Будет активизирована работа по деофшоризации экономики. 

С этого года запущено мобильное приложение «Е-Salyq – Azamat», которое позволит оплачивать налоги без заполнения множества реквизитов, исключить некорректные платежи, производить онлайн пополнение, автозачет и автоуплату налогов в течение 2-х минут. Для индивидуальных предпринимателей разрабатывается приложение «E-Salyq Business». 

Здесь предусматривается упрощение регистрации и закрытия ИП, представления налоговой отчетности, а также исключение комиссии и оплаты услуг операторов фискальных данных. Для крупных налогоплательщиков внедряется горизонтальный мониторинг. Он является эффективной моделью налогового администрирования, которая позволяет налогоплательщикам сократить затраты и минимизировать риски в рамках налогового контроля. 

«Как вы знаете, острой проблемой является использование предпринимателями обнальных фирм с целью уклонения от уплаты налогов. Это явилось предпосылкой внедрения принципа должной осмотрительности и создания открытой интегрированной базы данных для самостоятельной проверки контрагентов. Нами разработаны соответствующие поправки по установлению порядка проявления должной осмотрительности», — подчеркнул министр.

По поручению Президента для усиления контроля за трансграничной торговлей разработан Комплексный план, в рамках которого определен ряд задач.

В целях исключения лжетранзита и поставки товаров в адрес фиктивных получателей расширяется применение навигационных пломб на автотранспортные средства. Для полноты уплаты налогов вводится контроль по всей цепочке от импорта до розничной реализации и обеспечивается обмен информацией о количестве и стоимости товаров с уполномоченными органами стран ЕАЭС. Продолжается проведение пилотного проекта по цифровой маркировке алкогольной продукции. Дальнейшие меры налогового администрирования будут определены по итогам пилота — в октябре т.г.

Кроме того, для улучшения таможенных процедур будут модернизированы пункты пропуска с внедрением технологий искусственного интеллекта и автоматического управления потоками транспорта. Планируется строительство Ситуационного центра и модернизация 1 железнодорожного и 9 автомобильных пунктов пропуска. Будут приняты и другие меры, направленные на борьбу с нелегальным торговым оборотом и обеспечения дополнительных поступлений в бюджет.

Третье. Для повышения эффективности управления госактивами будет продолжена приватизация в рамках нового Комплексного плана на 2021-2025 годы. Предусматривается реализация 733 объектов госсобственности и квазигосударственного сектора. 

Основными эффектами от реализации Плана приватизации ожидаются:

– сокращение присутствия государства в экономике до 14%;

– привлечение стратегических инвесторов и повышение производительности труда;

– обеспечение широкого доступа МСБ к услугам, приватизируемых компаний;

– повышение эффективности квазигоссектора и обеспечение его компактности.

Четвертое. Важный блок задач - дальнейшее совершенствование госзакупок 

В этом направлении Министерством на постоянной основе ведется работа. В Парламенте находится законопроект по госзакупкам, разработанный согласно поручению Главы государства. 

Законопроектом предусмотрено сокращение с 53 до 49 оснований проведения госзакупок способом из одного источника. Это порядка 50% всего объема закупок из одного источника путем прямого заключения договора.

Также, законопроектом планируется запустить электронный магазин, который позволит приобретать товары на конкурентной основе за 1 день. Предусматривается возможность заключения Рамочных соглашений, направленных на сокращение сроков проведения конкурсных процедур до 5 рабочих дней.

Предусмотрено заключение долгосрочных гарантированных договоров в виде «оффтейк-контрактов». Работа по законопроекту продолжается. Его принятие позволит упростить процедуру закупки, обеспечить рост конкуренции и снижение коррупционных рисков. 

Главой государства 8 июня т.г. подписан Закон «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора». Законом предлагается регулирование закупок субъектов квазигосударственного сектора, в том числе закупок Фонда «Самрук-Қазына». Он предусматривает следующие подходы:

первое, базовые положения, касающиеся сферы действия Закона, принципов, ограничений, способов, контроля и обжалования закреплены на уровне Закона, которые будут едиными для всех субъектов квазигоссектора;

второе, утверждение Правил закупок Фонда Самрук-Казына сохранено в ведении Фонда. 

Это обусловлено спецификой деятельности Фонда и необходимостью сохранения инвестиционной привлекательности при проведении IPO и иных форм приватизации.

В целом, на системной основе проводится работа по совершенствованию законодательства и веб-портала госзакупок. 

Пятое. В 2020 году приняты поправки в закон об аудиторской деятельности, которые направлены на улучшение инвестиционного климата, рост показателя «совершенствование стандартов аудита и отчетности» в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности.

Предусмотрено создание профессионального совета по аудиторской деятельности. Это позволит скоординировать вопросы контроля качества и квалификационных экзаменов в сфере аудита в Казахстане.

Электронный финансовый центр является единым оператором по государственным закупкам и закупкам квазигосударственного сектора и интегратором бюджетного процесса.

За отчетный период электронным финансовым центром выполнены следующие мероприятия:

- автоматизирован весь процесс государственных закупок;

- сокращены сроки бюджетного планирования в 2 раза;

- скорость работы кабинета налогоплательщика увеличилась в 8 раз;

- Контакт-центр переведен на круглосуточный режим 24/7 .

Касательно деятельности АО «Информационно-вычислительный центр».

Его основные функции:

- Учет государственной собственности;

- организация результатов приватизации;

- профессиональное обслуживание на рынке ценных бумаг;

- ведение депозитария финансовой отчетности;

- ведение реестра держателей зерновых расписок.

Цифровые платформы центра имеют около 400 тыс. пользователей. С 2020 года внедрен электронный сервис для аукционов по реализации прав недропользования на углеводороды. 23 декабря прошлого года были проведены первые электронные торги по семи участкам недр. 

IT-проект по внедрению цифрового мониторинга и контроля за рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения, разработанный по поручению главы государства, признан одним из лучших на международном конкурсе Организации Объединенных Наций, заняв 2 место из 150 участников.

Что касается деятельности Фонда проблемных кредитов, то он имеет два стратегических направления.

Это оздоровление банковского сектора и вовлечение приобретенных активов в экономический оборот. Для оздоровления проблемных активов и вовлечения компаний-должников в экономический оборот реструктурирована задолженность 43 компаний-должников.

Также в 2019-2020 годах фонд являлся финансовым оператором по снижению долговой нагрузки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Погашены долги более 700 тыс. человек на счета банков второго уровня и микрофинансовых организаций.

Один из заданных гражданами вопросов касался функционирования Фонда компенсации потерпевшим.

По словам министра, Фонд компенсации потерпевшим работает. Соответствующие выплаты уже производятся с 1 июля 2020 года.

Законом «О Фонде компенсации потерпевшим» определены три категории потерпевших и установлены компенсации, которые являются минимальной поддержкой потерпевшим в первое время, пока правоохранительными органами проводятся соответствующие мероприятия.

Основанием для выплаты компенсации является данные, представляемые органами уголовного преследования (МВД, КНБ), Генеральная прокуратура, Военная полиция Министерства обороны).

«Выплачиваемые средства из Фонда не являются бюджетными средствами. Фонд не является юридическим лицом. Это счет для осуществления компенсации потерпевшим. Средства в нем формируются за счет поступлений от штрафов и платежей, налагаемых судом и органами уголовного преследования», — отметил Е. Жамаубаев.

Интересный вопрос на сессии «вопрос-ответ» поступил по Форме налоговой отчетности.

При отсутствии взаимоотношений с нерезидентами возникает обязательство по представлению ФНО 101.04. Почему, спрашивает налогоплательщик, необходимо должны сдавать ФНО 101.04 с пустой графой при отсутствии объекта налогообложения? В данном случае наблюдается противоречие двух норм Налогового кодекса статей 208 и 648, то есть исполнить одновременно обе нормы невозможно.

Министр согласился с тем, что здесь присутствует некоторая коллизия. Более того, проблема уже решается.

«Министерством разработаны поправки, которые направлены по компетенции в уполномоченный орган – Министерство национальной экономики. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс (ст. 208), предусматривают освобождение от представления расчета по форме 101.04 при отсутствии объектов налогообложения», — проинформировал Е. Жамаубаев.

Дальнейшая работа в данном направлении, по словам министра, будет продолжена уполномоченным органом в рамках соответствующего законопроекта.

«Мы будем отслеживать решение этой проблемы, чтобы Министерство национальной экономики быстрее внесло поправки в Правительство и далее в Парламент», — отметил Е. Жамаубаев.

Граждан также интересовал вопрос о том, для чего с 1 июня ввели обязательство для предпринимателя иметь QR-код. Что этот код означает и для чего он нужен?

«Основная цель ввода QR-кодов – защита прав потребителей, т.е. клиентов. Это практически паспорт предпринимателя. В нем имеются все его данные», — отметил Е. Жамаубаев. .

К примеру, в случае покупки некачественного товара или алкоголя покупатель имеет возможность обратиться в органы госдоходов, используя QR-код.

Более того, с помощью информации, содержащейся в QR-коде, предприниматель заявляет о том, что он является добросовестным налогоплательщиком, так как в QR-коде содержится информация о наличии лицензии на реализуемую алкогольную продукцию, ККМ и действующий статус налогоплательщика.

Данная информация, по словам министра, позволит повысить доверие клиентов и улучшить конкурентоспособность предпринимателя.

На вопрос о том, кто рассматривает жалобы и возражения предпринимателя после проведения госаудита, Жамаубаев ответил, что это прерогатива Апелляционной комиссии Комитета внутреннего госаудита Министерства финансов.

В случае, если сумма госзакупок превышает 2 млрд тг, рассмотрение жалобы по ней осуществляет Министерство финансов совместно с КВГА.

«В случае, если объект аудита не согласен с ответом комитета, то он может обратиться в Апелляционную комиссию Министерства финансов либо в суд», — отметил глава Минфина.

При этом в состав Апелляционной комиссии входят должностные лица министерства, представители НПП «Атамекен» и неправительственных организаций. Некоторые члены комиссии являются сертифицированными государственными аудиторами международного уровня.

Немало вопросов было задано по теме приватизации гособъектов. Для чего нужна приватизация? Что ожидать от этого процесса бизнесу и обычным людям?

«Приватизация направлена на сокращение участие государства в экономике и дальнейшее развитие частного бизнеса путем перехода госактивов к более эффективному собственнику. Приватизация — это развитие частного бизнеса, частного сектора. Чем лучше и прозрачнее пройдет процесс приватизации, тем быстрее получим квалифицированный и конкурентоспособный частный сектор. Во всем мире доля частного сектора не превышает 10-15%. У нас тоже есть таргетируемые показатели», — отметил он.

Услуги, которые раньше предоставлялись организациями с госучастием, будут переданы в конкурентную среду. Главное, по словам министра, чтобы процедуры приватизации отвечали принципам «Yellow Pages Rules».

«Как показывает мировой опыт, приватизация приводит к снижению издержек и повышению качества управления активами. В конечном итоге будет повышаться конкуренция, качество, увеличиваться объемы и ассортимент производимых товаров и услуг за счет модернизации предприятий», — отметил Е. Жамаубаев.

План приватизации рассчитан на 2021-2025 годы и у министерства большие задачи по его реализации.

В продолжении темы о приватизации был вопрос о возможности диверсифицировать бизнес. Может ли предприниматель принять участие в торгах и что нужно для этого сделать?

«Да, можете, ограничений для участия нет. Торги проходят на Единой электронной торговой площадке на веб-портале Реестра госимущества www.gosreestr.kz», — проинформировал Е. Жамаубаев.

Электронная форма торгов, по словам министра, через веб-портал позволяет обеспечить общедоступность участия в торгах вне зависимости от географического расположения участника.

Вся информация о приватизации, объектах продажи, ценах и видах торгов, результатах проведенных торгов, подробные инструкции о порядке участия и др. размещена на веб-портале и находится в открытом доступе. В случае возникновения вопросов дополнительно действует call-центр.

Кроме того, доступ на веб-портал предусмотрен через баннеры на сайтах электронного правительства (www.egov.kz), Правительства РК, Министерства юстиции РК (www.adilet.zan.kz) и Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» (www.palata.kz).

Реестр недобросовестных участников также стал темой для вопроса. На вопрос о том, может ли Минфин своим решением исключить из реестра недобросовестных участников потенциального поставщика, уклонившегося от заключения договора, министр ответил, что в настоящее время исключение из реестра недобросовестных участников возможно только по истечению срока либо по решению суда.

Вместе с тем, он дополнил, что на сегодня совместно с депутатами обсужден данный вопрос и решено в законопроекте предусмотреть внедрение согласительной комиссии, которая будет принимать решение о досрочном исключении потенциального поставщика из реестра при наличии обоснованных причин. В настоящее время проект находится в Мажилисе.

«Согласительная комиссия будет создаваться заказчиком с участием представителей НПП «Атамекен». Таким образом, для предпринимателей создаются условия, чтобы они могли участвовать в конкурсной процедуре», — проинформировал Е. Жамаубаев.

Не остались без внимания вопросы социальной направленности. Министр подробно ответил на вопрос о том, возможно ли применение налоговых вычетов за 2019-2020 годы сотруднику, который является родителем ребенка-инвалида с детства. Может ли работодатель отказать ей в принятии заявления? Вправе ли она обратиться в налоговый орган с заявлением вернуть ранее удержанные налоги?

«Согласно Налоговому кодексу, такое заявление подается в органы госдоходов только налоговым агентом, то есть работодателем. Ваш работник (родитель ребенка-инвалида с детства) вправе обратиться к вам, как к работодателю, с заявлением о перерасчете доходов, подлежащих налогообложению», — ответил Е. Жамаубаев.

Для этого работник, по его словам, представляет заявление и подтверждающие документы, на основании которых работодатель обязан произвести перерасчет доходов (в пределах 882 МРП).

В свою очередь, работодатель вправе представить дополнительную декларацию по ИПН и социальному налогу по гражданам-резидентам (форма 200.00) на уменьшение своих налоговых обязательств за истекшие периоды. При этом, образованная переплата по ИПН по заявлению работодателя возвращается из бюджета в пределах срока исковой давности (3 года). В этой связи, работодатель не имеет правовых оснований для отказа работнику в перерасчете и возврате ИПН.

На вопрос о возможности перехода ТОО с общеустановленного режима на Специальный налоговый режим розничного налога, министр ответил, что есть определенные критерии для перехода на Специальный налоговый режим розничного налога, которые указаны в Налоговым кодексе (п.1 ст. 696-1).

Там предусмотрено, что налогоплательщики вправе применять специальный налоговый режим если:

1) они признаются субъектами малого и среднего предпринимательства;

2) и осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Перечнем видов деятельности для целей применения специального налогового режима розничного налога (ПП РК от 02.02.2021г. №30)», — ответил Е. Жамаубаев.

То есть, по его словам, налогоплательщик вправе применить данный режим налогообложения в случае, если осуществляет один, либо несколько видов деятельности исключительно из указанного Перечня.

По вопросу о смягчении условий для участия в государственных закупках в связи с введением требования по финансовой устойчивости, министр ответил, что работа ведется.

Требования по финансовой устойчивости упрощены приказом министерства (от 05.05.2021 г. №431).

В частности, показатель уплаченных налогов снижен с 4 до 3%.

При этом, по словам министра, для поставщиков горюче-смазочных материалов и поставщиков, заключивших соглашение о промышленной сборке транспортных средств и сельхозтехники – 1%.

Это сделано для поддержки потенциальных поставщиков, а также обеспечения добросовестной конкуренции.

Также, министр напомнил, что квалификационное требование по финансовой устойчивости было введено в целях участия в госзакупках компаний только с хорошей репутацией с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

С введением в 2019 году данного требования, в государственных закупках фирмы «однодневки» уже не участвуют.

Планируется проработать вопрос определения размера показателя уплаченных налогов в зависимости от отрасли.

В целом, по словам министра, работа по совершенствованию финансовой устойчивости и упрощению участия в госзакупках будет продолжена.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться