Оптимизация штатной численности на 30% и упрощение оказания госуслуг — М. Бекетаев отчитался перед населением

На отчетной встрече с населением министр юстиции Марат Бекетаев рассказал о результатах работы за 2019 год.

В целях реализации Послания Президента проведена работа по оптимизации штатной численности сотрудников органов юстиции на 30% (689 штатных ед.). Оптимизированы 265 отделов территориальных органов юстиции, 217 управлений юстиции объединены в 59 межрайонных. Также высвобождено более 30 тыс. м² площадей и 109 единиц транспортных средств.

Стоит отметить, что экономия бюджетных средств составила около 2 млрд тенге. В этой связи, с 1 февраля т. г. во всех территориальных подразделениях Министерства внедрен пилотный проект оплаты труда по факторно-балльной шкале. В результате заработная плата сотрудников среднего звена выросла на 63%.

 

Правовое обеспечение работы государства

Министерством из числа разработанных законопроектов принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях».

Закон предусматривает:

  • гуманизацию отдельных санкций административных правонарушений;
  • передачу в подведомственность госорганов рассмотрение отдельных дел об административных правонарушениях, санкции которых предусматривают лишение разрешения, приостановление или запрещение деятельности;
  • установление ответственности должностных лиц за неэффективное планирование и использование бюджетных средств;
  • систематизацию процедуры внесения изменений в КоАП в целях обеспечения стабильности его положений.

Кроме того, Сенатом Парламента принят проект административного процедурно-процессуального кодекса.

Проектом предусмотрено:

  • закрепление в едином законодательном акте правовых основ осуществления административных процедур и судопроизводства по разрешению публично-правовых споров между органами власти и физическими и юридическими лицами;
  • обеспечение прозрачности деятельности государственных органов и исключение административного произвола;
  • повышение эффективности деятельности административных органов и уровня доверия населения к государству;
  • установление критериев для действенного и полноценного судебного контроля за решениями административных органов.

С целью совершенствования нормотворческой деятельности разработан законопроект, предусматривающий внедрение новых стадий законотворческого процесса.

В частности, разработчиками будет готовиться консультативный документ регуляторной политики, в котором отражаются проблемы действующего регулирования, результаты их обсуждения с целевой аудиторией и предложения общественности по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства.

Кроме того, предлагается отказаться от привлечения организаций к проведению научной экспертизы на основании государственных закупок и перейти к назначению конкретных экспертов из соответствующего реестра, который будет вести Институт законодательства и правовой информации.

В рамках совершенствования основных отраслей национального законодательства планируется разработка Концепции правовой политики на 2020-2030 годы.

После принятия проекта Административного процедурно-процессуального кодекса, в целях реализации его основных положений и выработки единой практики применения будет принята Концепция реализации данного кодекса.

Также разрабатывается Дорожная карта реализации дальнейшего развития института административной юстиции, направленная на развитие основных положений Административного процедурно-процессуального кодекса.

Кроме того, приняты меры по интеграции базы интернет-портала государственных органов с Эталонным контрольным банком НПА. Это позволило сократить сроки направления зарегистрированного НПА на официальное опубликование с 10 до 1 рабочего дня.

 

Развитие основных отраслей права

В прошлом году приняты меры по усилению и повышению конкурентоспособности научной организации, ответственной за разработку фундаментальных подходов к развитию основных отраслей права.

Для этого в июне 2019 года Республиканский центр правовой информации реорганизован путем присоединения к нему Института законодательства.

Стоит отметить, что новая организационно-правовая форма позволит Институту оказывать услуги любым субъектам и привлекать квалифицированных и востребованных экспертов и ученых.

 

Автоматизация исполнения судебных актов

Министерством принимаются меры, направленные на улучшение исполнения судебных актов.

Для этого проведено дальнейшее развитие автоматизированной информационной системы исполнительного производства. Так:

  • проведена интеграция с базами данных 14 банков второго уровня. Теперь судоисполнители в режиме онлайн могут оперативно налагать и снимать обременения в финансовых институтах;
  • запущено взаимодействие с информационной системой «Е-нотариат», позволившее получать исполнительные надписи нотариусов в электронном формате;
  • в промышленную эксплуатацию запущен сервис «СМС - уведомление». Теперь при наличии регистрации номеров, на телефоны должников будут поступать СМС с информацией о возбуждении дела и принятых по нему процессуальных действиях.

В рамках принимаемых мер по дальнейшему совершенствованию данной системы планируется разработка мобильного приложения АИС ОИП, которая позволит:

  • совершать исполнительные действия вне кабинета;
  • ознакамливаться с процессуальными документами сторон производства;
  • оперативно реагировать на изменение статусов наложенных мер, получение санкции.

Кроме того, расширяется функционал по предъявлению исполнительного документа взыскателем посредством кабинета сторон исполнительного производства.

 

Социальный фонд

На базе республиканской палаты частных судоисполнителей создан «Социальный фонд».

Стоит отметить, что данный фонд будет оказывать помощь гражданам, являющимся сторонами исполнительного производства и находящимся в затруднительном социальном, финансовом положении.

Кроме того, бюджет Фонда формируется за счет членских взносов частных судоисполнителей и добровольных пожертвований. Контроль за деятельностью Фонда осуществляется Попечительским советом Палаты.

 

Рейтинг частных судоисполнителей

В настоящее время внедрен «Рейтинг ЧСИ». Теперь взыскатели в режиме онлайн имеют возможность ознакомиться с рейтингом и выбрать судебного исполнителя.

Кроме того, рейтинг составляется автоматически, на основе статистических данных исполнения документов, исполнительской дисциплины, стажа работы ЧСИ, а также оценки взыскателей.

 

Поправки в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»

Сенатом Парламента приняты поправки в Закон «об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», направленные на решение следующих задач.

Первое. Совершенствование исполнительного производства, организация деятельности ЧСИ и палат по обеспечению приоритетности исполнения социально-значимых категорий дел.

Второе. Повышение ответственности частных судебных исполнителей, усиление контроля уполномоченного органа и надзора со стороны прокуратуры. 

Третье. Регламентация порядка снятия ограничительных мер, в том числе по возвращенным исполнительным документам по заявлению взыскателя, а также устранение пробелов и коллизии.

 

Сфера оказания юридических услуг

В 2019 году более 150 тыс. граждан получили бесплатную юридическую помощь в рамках гарантированной государством юридической помощи.

Стоит отметить, что эта помощь оказывается адвокатами за счет бюджетных средств.

В целях прозрачности и эффективности расходования денег, а также процедуры назначения адвокатов, в настоящее время ведется работа по автоматизации государственной гарантированной юридической помощи.

Для этого внедрена информационная система «Е-заң көмегі», где назначение адвокатов будет осуществляться путем автоматического выбора, а также позволит гражданам посредством этой системы получать онлайн консультации.

С 1 января 2019 года для граждан, находящихся в затруднительном социальном и финансовом положении, предусмотрено получение бесплатной комплексной социальной юридической помощи.

Также такая помощь оказывается адвокатами и юридическими консультантами на безвозмездной основе с момента обращения клиента до полного разрешения его вопроса. Стоит отметить, что данная услуга является достаточно востребованной среди населения. На сегодняшний день помощь оказана более чем 2000 граждан.

С 1 января текущего года на адвокатов и юридических консультантов возложена обязанность страховать свою профессиональную деятельность. Теперь гражданин, в случае причинения ему вреда в результате оказания некачественной юридической помощи адвокатом или юридическим консультантом, в том числе их бездействия либо неправильного оформления документов, пропуска процессуальных сроков вправе претендовать на страховое возмещение.

Кроме того, при заключении договора на оказание юридической помощи граждане вправе требовать у адвоката и юридического консультанта предоставление копии договора о страховании профессиональной ответственности.

 

Сфера регистрации актов гражданского состояния

В сфере оказания государственных услуг приняты меры по значительному упрощению порядка регистрации, сокращению срока и перечня документов, а также переводу ряда госуслуг в электронный формат.

Также для удобства граждан введен экстерриториальный принцип всех видов регистрации актов гражданского состояния. Теперь при необходимости получения какого-либо свидетельства, вне зависимости от того в каком регионе родился человек, прописан или проживает, он может получить документ в любом регистрирующем органе по желанию.

Исключена необходимость предоставления гражданами документов, которые регистрирующий орган может получить из информационных систем государственных органов, такие как решение суда, медицинское свидетельство, сведения о зарегистрированных актовых записях в РК.

Кроме того, в связи с автоматизацией государственных услуг исключены некоторые виды регистрации актов гражданского состояния. Также вместо двух свидетельств: свидетельства об усыновлении или об установлении отцовства и рождении регистрирующим органом выдается только одно свидетельство о рождении ребенка, которое содержит персональные данные ребенка и данные о его родителях.

 

Сфера регистрации юридических лиц

Как известно, регистрация коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, в течение ряда лет осуществляется в электронном формате, срок регистрации составляет 1 час. Также с этого года в электронный формат переведена регистрация субъектов крупного предпринимательства. Ежегодно этой услугой пользовались в среднем 1200 юридических лиц.

Кроме того, для удобства юридических лиц на портале «электронного правительства» внедрен уведомительный порядок внесения сведений в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров при смене местонахождения юридического лица; исполнительного органа (руководителя); вида деятельности и увеличения уставного капитала хозяйствующего товарищества. Это исключает подачу уведомлений на бумажных носителях, соответственно позволит сэкономить время и затраты субъектов предпринимательства.

Стоит отметить, что согласно статистическим данным ежегодно в регистрирующий орган поступает порядка 4,5 тыс. уведомлений.

 

Сфера регистрации прав на недвижимое имущество

Приняты поправки в законодательство, предусматривающие автоматизацию государственных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество. 

Также ранее при изменении наименования населенных пунктов, улиц, инициалов собственников недвижимости государственная регистрация осуществлялась в течение трех рабочих дней, оплата составляла порядка 500 тенге. Ежегодно по республике таких заявлений поступало в регистрирующие органы более 35 тысяч.

Теперь собственникам недвижимости не нужно обращаться в регистрирующий орган и нести расходы по регистрации данных изменений, так как обновленные сведения автоматически поступают в информационную систему правового кадастра из соответствующих информационных систем государственных органов.

В целях сокращения финансовых и временных затрат со стороны собственников недвижимого имущества регистрация залога переведена в электронный формат путем информационного взаимодействия с банками второго уровня.

В рамках данного взаимодействия собственнику недвижимости не нужно будет обращаться в ЦОНы для сдачи документов, так как сведения о залоге банками самостоятельно будут направляться в регистрирующий орган в электронном формате для регистрации.

Кроме того, регистрация будет осуществляется в течение одного рабочего дня. 

В настоящее время в городах Нур-Султан и Шымкент запущен пилотный проект по осуществлению электронной регистрации залога.

 

Сфера экспертной деятельности

В сфере экспертной деятельности приоритетным для Министерства является вопрос обеспечения органов судебной экспертизы служебными помещениями, отвечающим высоким стандартам и требованиям.

Так, в период 2020-2022 годы предусматривается строительство зданий в городах республиканского значения Нур-Султан, Шымкент и Туркестанской, Актюбинской областях.

Наряду с этим, местным исполнительным органом Атырауской области построено здание судебной экспертизы. Акиматами Западно-Казахстанской и Костанайской областей выделены соответствующие здания для размещения органов судебных экспертиз. 

Кроме того, одним из шагов, направленных на дальнейшее развитие конкурентной среды в области судебно-экспертной деятельности, является передача отдельных видов судебных экспертиз в частную среду.

С ноября 2018 года совместно с Верховным судом осуществлен пилотный проект в Институтах судебной экспертизы городов Нур-Султан и Алматы по назначению судами первичной судебно-строительной, товароведческой и экономической экспертиз частным судебным экспертам.

Помимо этого, в рамках совместного приказа совместно с Генеральной прокуратурой и МВД в начале этого года в г. Алматы и Павлодарской области запущен пилотный проект по передаче отдельных видов экспертиз в конкурентную среду путем аутсорсинга.

Министерством разработана информационная система «Е-saraptama». Проведена работа по ее интеграции с информационными системами «Төрелік», «Е-уголовное дело» и «Е-лицензирование». Запуск в промышленную эксплуатацию планируется в текущем году.

Кроме того, центром получено свидетельство об аккредитации в качестве субъекта научной и научно-технической деятельности. Это позволит ему самостоятельно участвовать в различных научных разработках.

Стоит отметить, что за отчетный период разработаны и приняты 20 новых и усовершенствованы 13 методик судебно-экспертных исследований, а также приняты 26 методических рекомендаций.

 

Центр по правам интеллектуальной собственности (IPR center)

Важным аспектом системы охраны интеллектуальной собственности является имиджевая политика и статус патентного ведомства в стране.

Кроме того, уделяется особое внимание взаимодействию с центрами развития инновационных проектов и повышению технологического потенциала страны. Также открыты фронт-офисы НИИС в «Астана Хабе» и Международном Центре зеленых технологий для консультирования по вопросам правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.

При этом, на базе патентного ведомства в пилотном режиме создано специализированное подразделение IPR Center. Планируется, что центр повысит координацию государственных органов в вопросах защиты интеллектуальной собственности.

В целях обеспечения прав авторов и правообладателей государств-членов Евразийского экономического союза на территории ЕАЭС, ратифицировано Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе.

Кроме того, подписан Протокол по промышленным образцам к Евразийской патентной конвенции. Это позволит создать региональную систему защиты и на основе одной заявки получать патент, действующий во всех государствах – участниках конвенции.

Стоит отметить, что достигнута 100%-ная автоматизация государственных услуг в сфере интеллектуальной собственности, оказываемых патентным ведомством. За отчетный период выдано порядка 12 тысяч охранных документов на объекты промышленной собственности.

 

Иностранные суды и арбитражи

За период 2003-2019 сумма исковых требований против РК составляет $24 млрд. Также защищены интересы государства на сумму $19,7 млрд.

Кроме того, за период 2003-2019 годы завершены 26 споров. Из них 16 споров в пользу РК, 3 спора против Республики Казахстан и 7 споров урегулированы мирным путем.

 

Рейтинг «Doing Business»

В рейтинге «Doing Business» Казахстан вошел в 30-ку ведущих стран мира и занял 25 позицию среди 190 стран. 

Достижение такого результата стало возможным ввиду принятых мер по оптимизации временных затрат на исполнение судебных актов; оптимизации порядка регистрации и автоматизации госуслуг в сфере регистрации юридических лиц и прав на недвижимое имущество.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться