Расширение площадей, развитие семеноводства и модернизация пастбищных угодий — как в Казахстане будут бороться с засухой

Сегодня в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК состоялся брифинг с участием и.о. министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева. Темой брифинга стали принимаемые меры по заготовке кормов и последствия засухи в Мангистауской и Кызылординской областях. 

В текущем году в Казахстане сложилась непростая ситуация в отрасли животноводства из-за засухи. Особенно пострадали Мангистауская, Кызылординская области. Негативное влияние засухи наблюдается и в отдельных регионах других областей, оказавшихся в зоне неблагоприятных погодных явлений.

По словам Ербола Карашукеева, в республике ежегодно корма производятся практически в 2 раза меньше от зоотехнической нормы потребности. Причем около 70% этого объема кормов в основном заготавливаются на естественных сенокосах и на так называемых косимых угодьях, продуктивность которых всецело зависит от погодных условий. В этом, как сообщил исполняющий обязанности министра, и кроется одна из основных причин низкой продуктивности скота.

«У нас доля кормовых культур в севообороте находится на уровне 15%, что в 2 раза ниже рекомендованного наукой показателя. Таким образом можно констатировать, что были нарушены основные принципы развития животноводства и увеличение поголовья скота осуществлялось без опережающего укрепления кормовой базы», — сказал он.

Также Е. Карашукеев выразил мнение, что одной из причин, серьезно сдерживающих развитие программы повышения экспортного потенциала животноводства за счет массового импорта племенного маточного поголовья было именно несоблюдение базового принципа «хочешь успешно развивать животноводство, убедись в достаточности кормов». 

И.о. главы МСХ РК привел в пример Мангистаускую область. Так, по данным статистики, в советское время было около 732 тыс. голов всех видов скота. Для такого поголовья строились и действовали 3400 шахтных и трубчатых колодцев, 43 пруда и водопроводы общей протяженностью почти 260 км. Также по линии государства реализовывались мероприятия по улучшению пастбищ и поддержанию их продуктивности. Сейчас же в области имеется около 840 тыс. голов скота, то есть общая его численность увеличилась на почти на 15%. А вот количество колодцев сократилось до 2500, хотя в период с 2014 по 2020 годы было построено и восстановлено 387 колодцев и скважин. Кроме того, мероприятия по повышению продуктивности пастбищ практически не проводились. То есть идет истощение пастбищ, которое усугубилось под влиянием жесточайшей засухи и, к сожалению, на этом базируется развитие животноводства.

Ербол Карашукеев отметил, что для решения проблемы кормовой базы животноводства, следует принимать системные меры, позволяющие гарантировать устойчивое развитие отрасли независимо от влияния погодных факторов. Прежде всего, провести реальную диверсификацию в земледелии.

«Для ее достижения нужно, чтобы землепользователи строго соблюдали научно-обоснованные севообороты. К сожалению, это не делается должным образом. Например, землепользователь в договоре аренды земельного участка берет обязательство соблюдать севообороты. Однако из-за отсутствия действенных механизмов контроля они, по сути дела, остались на бумаге. Не позволили решить проблему контроля существующая численность и ограниченная техническая оснащенность земельной инспекции на местах. Надежда была на повсеместное внедрение и применение современных цифровых технологий, а именно космического мониторинга и дистанционного зондирования земли. Однако и здесь немало проблем из-за отсутствия адаптированной к нашим условиям методики расшифровки полученных снимков», — проинформировал и.о. министра.

Он добавил также, что сегодня этим методом можно проследить лишь ход посевной и уборочной кампаний, проконтролировать факт пользования землей. Однако это не дает возможности определить видовой состав культур, соответственно поэтому нельзя проконтролировать соблюдение севооборотов. Для этого нужны прикладные научные исследования, их надо форсировать обеспечивая научные организации соответствующими объемами финансирования.

Следующим шагом, по словам главы Минсельхоза, должно быть расширение площадей орошаемых земель под кормовые культуры.

«Сегодня мы видим как изменение климата привело к возрастающему дефициту водных ресурсов. В результате площади орошаемых земель за последние 30 лет сократились более чем в 2 раза, с 3 млн га до 1,5 млн га. В этих условиях как никогда важно рационально использовать поливную воду за счет перехода к современным водосберегающим технологиям, сокращения площадей влагоемких культур, поиска новых источников водных ресурсов. Это еще одна из важных задач, стоящих перед нами», — сказал Е. Карашукеев.

Третье — это развитие семеноводства кормовых культур. В настоящее время в стране имеется 59 субъектов семеноводства по кормовым культурам. Однако их потенциальные возможности производить семена не используются в полной мере. Причина, с одной стороны, в отсутствии реального спроса, а с другой, в халатном отношении многих животноводов, которые не видят нужды вкладываться в создание кормового поля, а решают вопрос с кормом за счет естественных сенокосов.

Именно по этим причинам в прошлом году сельхозтоваропроизводителями было приобретено лишь чуть более 1 тыс. тонн семян кормовых культур, хотя по научным нормам для полного обеспечения семенами кормопроизводства необходимо порядка 300 тыс. тонн семян. В Министерстве сельского хозяйства считают, что процесс диверсификации земледелия, соблюдение научно-обоснованных севооборотов, а также мероприятия по коренному и поверхностному улучшению пастбищ должны создать устойчивый спрос на семена кормовых культур, а нынешняя засуха должна еще раз напомнить животноводам, что без создания кормового поля невозможно должным образом гарантировать устойчивое развитие отрасли.

В четвертых, следует повышать продуктивность используемых пастбищных угодий и расширение их границ. Сегодня о том, что такое пастбищеоборот практически забыли. Хотя такая система является одной из крайне важных факторов устойчивого развития животноводства. Отсутствие пастбищеоборота уже привело к тому, что в настоящее время в различных природно-климатических зонах страны от 20% до 60% пастбищных угодий оказались деградированными. Кстати, норма о соблюдении правил пастбищеоборота закреплена и в Законе «О пастбищах» и должно найти отражение в договоре аренды земельного участка. Его выполнение является прямой обязанностью каждого землепользователя. Однако и здесь вопрос упирается в механизм контроля из-за отсутствия соответствующей методики. А это требует проведения необходимых прикладных научных исследований. 

Как сказал Е. Карашукеев, в планах министерства акцентировать внимание на создании культурных и аридных пастбищ, повышении их продуктивности за счет как коренного, так и поверхностного улучшения.

Что касается вопросов расширения границ используемых пастбищ, то здесь основной проблемой является их обводнение. Работа, проводимая министерством в решении этой проблемы, нуждается не только в активизации, но и в переводе ее на новую платформу, позволяющую более эффективно и с высокой результативностью достигать целей. 

«Решение этой проблемы будет одним из наших приоритетов в ближайшей перспективе. Хочу напомнить, что по действующей программе предусматривалось строительство и реконструкция колодцев за счет фермеров с последующим субсидированием на 80% их затрат, в т. ч. 50% за счет республиканского и 30% за счет местного бюджетов», — отметил и.о. министра сельского хозяйства.

Ситуация с дефицитом пастбищных угодий вокруг населенных пунктов для ЛПХ усугубляется еще с их деградацией. Существующие механизмы решения этой проблемы либо высокозатратные, либо неприемлемые для сельских жителей из-за отдаленности выделяемых угодий от населенных пунктов и их необустроенности. И сегодня это в основном выступает сдерживающим фактором решения проблемы. Одним из вариантов выхода из этой ситуации видится в кооперации ЛПХ. В стране имеются положительные примеры не только по созданию специализированных структур по обслуживанию кооперативов с выделением им пастбищных угодий, но и кооперации ЛПХ с хозяйствующими субъектами, расположенными вблизи населенных пунктов и располагающими резервными площадями пастбищных угодий. 

«Здесь целесообразно с использованием мер государственной поддержки и стимулирования тиражировать этот опыт. Недавно на заседании Правительства рассматривался вопрос тиражирования по всей республике положительного опыта Жамбылской области по кооперации ЛПХ. И эту работу мы планируем со следующего года», — добавил Е. Карашукеев.

Так выглядят основные направления системных мер, на которых будут сосредоточены усилия Министерства сельского хозяйства в вопросах создания прочной кормовой базы для животноводства. Для придания большего динамизма этим процессам планируется разработать соответствующие корректировки в существующие механизмы государственной поддержки сельского хозяйства. Ербол Карашукеев выразил уверенность, что вышеуказанные меры положат основу для устойчивого развития отрасли, максимальной минимизации влияния погодных условий на нее и неповторения в будущем подобной ситуации, в которой сегодня оказались отдельные регионы страны.

Отвечая на вопросы журналистов, и.о. министра сельского хозяйства Е. Карашукеев сообщил, что в связи со сложившейся ситуацией из-за засухи, Министерством принято решение о создании фондов помощи регионам, пострадавшим от засухи. Такая мера была вынужденной, так как в ведомство неоднократно поступали звонки от неравнодушных граждан со всех регионов страны, о том, что хотят на добровольной основе помочь в такой трудной ситуации, но, не имея возможности, скажем так, помочь сеном или транспортировкой кормов, они предлагали материально оказать содействие.

Также от заместителей акимов областей неоднократно было озвучено, что как крупные, так и мелкие крестьянские хозяйства заявляли о добровольной материальной помощи, но не знают, как и куда обратиться и перечислить средства помощи.  

«Министерством принят ряд мер по оказанию помощи пострадавшим регионам. Деньги будут потрачены на приобретение кормов, в частности на закуп сена для малоимущих слоев населения. Средства будут распределяться через общественные комиссии, с привлечением регионального НПП «Атамекен», а также местного исполнительного органа. Также сотрудниками МСХ, подведомственными организациями передан однодневные заработок, пострадавшим от засухи», — сказал Е. Карашукеев.  

Стоит отметить, что от засухи погиб скот только в Мангистауской и Кызылординской областях. Так, в Мангистауской области по состоянию на 10 августа 2021 года пало из-за засухи 1161 голов скота, а именно:

  • КРС – 49 или 0,16% от всего поголовья области;
  • Овец – 503 или 0,11% от всего поголовья области;
  • Лошади – 543 или 0,44% от всего поголовья области;
  • Верблюды – 66 или 0,07% от всего поголовья области.

В 8 сельских округах Аральского района Кызылординской области были зафиксированы факты падежа сельскохозяйственных животных из-за нехватки воды на водопоях и засушливости пастбищ.

По данным акимата пало 553 головы, в том числе:

  • КРС – 176 или 0,04% от всего поголовья области;
  • Лошади – 376 или 0,18% от всего поголовья области;
  • Верблюды – 1 или 0,001% от всего поголовья области.

Других фактов падежа скота от бескормицы в стране не зарегистрированы.

В Мангистауской области: сена – 77 тыс. тонн, из них заготовлено – 30 тыс. тонн или 40%. В Кызылординской области: сена – 788 тыс. тонн, заготовлено – 429 тыс. тонн или 54%. Заготовка кормов продолжается в плановом режиме.

В то же время, Министерством торговли и интеграции совместно с министерствами сельского хозяйства, национальной экономики, агентствами по защите и развитию конкуренции и финансового мониторинга, а также акиматами регионов ведется работа по созданию комиссии по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров с упором на оптовые рынки городов республиканского и областного значения.

В целях насыщения внутреннего рынка отечественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей, проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы в виде инфраструктуры (НТС) – сети оптово-распределительных центров (ОРЦ), которая позволит создать условия для комплексного решения вопросов снижения потерь продуктовой цепи, стабилизации цен, развития торговой инфраструктуры и создания каналов экспорта.

В целях стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары местными исполнительными органами реализуются 2 механизма сдерживание цен на СЗПТ:

  • формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров; 
  • предоставление льготного кредита субъектам предпринимательства с установлением для них встречных обязательств по реализации СЗПТ по фиксированным сниженным ценам («оборотная схема»).

С начала т.г. из стабфондов реализованы 25,4 тыс. тонн СЗПТ, а также в стабфонды закуплено 12 тыс. тонн СЗПТ, в том числе муки – 8,2 тыс. тонн, сахара – 2,7 тыс. тонн, риса – 0,4 тыс. тонн, масла подсолнечного – 0,2 тыс. тонн, яйца кур – 3,6 млн штук.

По состоянию на 5 августа т.г. в стабфондах хранятся 20,1 тыс. тонн СЗПТ, в том числе муки – 12,5 тыс. тонн, сахара – 3,4 тыс. тонн, макарон – 1,4 тыс. тонн, риса – 1 тыс. тонн и др. Заключены форвардные договора на поставку порядка 32,5 тыс. тонн СЗПТ, в том числе на поставку картофеля – 16,4 тыс. тонн, лука – 5,3 тыс. тонн, моркови – 5,6 тыс. тонн и др.

Для решений проблемных вопросов сельскохозяйственного сектора Мангистауской области, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан создана рабочая группа. Для координации решения вопросов кормообеспеченности и оперативного реагирования, при Министерстве сельского хозяйства создан Республиканский оперативный штаб.

«В течение июля месяца мною неоднократно был осуществлен выезд в Мангистаускую и Кызылординскую области. По Мангистауской области посетили 3 района, встречался с местным жителями. В целом выработаны оперативные решения для минимизации последствий засухи. По Кызылординской области ознакомился с ходом реализации мер по оказанию помощи населению Аральского района, а также ситуации по заготовке кормов в целом по региону», — сказал Е. Карашукеев.  

На вопрос по заготовленным кормам на зиму в резерве регионов, Карашукеев ответил, что в данном направлении министерством еженедельно проводится оперативный штаб.

По его словам, согласно данным штаба по состоянию на 9 августа по республике при плане 23,7 млн сена уже заготовлено 74%.

«Если рассматривать проблемные регионы, то, к примеру, в Кызылординской области при плане 788 тыс. тонн уже заготовлено 429 тыс. тонн сена, что составляет 54%. В Мангистауской области при плане 77 тыс. тонн заготовлено 31 тыс. тонн. Это 40% от годового объема. Сейчас им со всех регионов оказывается помощь и мы выделяем финансирование со стороны правительства. Поэтому ситуация под контролем. Работа идет в плановом режиме», — отметил Е. Карашукеев.

Главное, по его словам, до конца августа ускорить темпы и набрать необходимые объемы, потому что основная часть ресурсов — людей и транспорта уйдут на посев зерновых.

На вопрос журналиста о прогнозах по урожаю зерна и экспорту на новый маркетинговый год Е. Карашукеев ответил, что по предварительным оценкам экспертов урожай будет ниже примерно на 20%.

«В ряде зерносеющих регионов сложная обстановка. Совместно с экспертами ведутся расчеты. Примерно через пару недель будут прогнозные данные. Пока мы предполагаем, что цифры будут ниже уровня прошлого года», — ответил Е. Карашукеев.

С 20 августа, по словам и.о. министра, данные будут предоставляться для СМИ на еженедельной основе.

Отметим, что экспорт кормов для сельскохозяйственных животных (сено, люцерна, клевер, эспарцет, капуста кормовая, люпин, вика и прочие) за 2020 год увеличился на 32,6% в натуральном выражении с 1,8 тыс.тонн на сумму $702,5 тыс. (за 2019). При этом практически весь экспорт за 2020 г. осуществлялся в Китай – 91% (2,2 тыс.тонн) и незначительно в Турцию – 9 % (0,2 тыс.тонн). 

Экспорт данного товара из РК за 4 месяца 2021 г. отсутствует. При этом, экспорт сена за аналогичный период 2020 года также был незначительный в Турцию, в другие страны отсутствовал.

Экспорт отрубей, прочих высевок и помолов за 2020 года составил 243,9 тыс. тонн на сумму $33,3 млн, произошел незначительный рост в натуральном выражении всего на 0,2%.

За 4 месяца 2021 г. экспорт данного товара сократился до 53 тыс.тонн в сравнении с аналогичным периодом 2020 года.

Значительную долю экспорта в 2020 году занимают: Китай – 75 % (182,9 тыс.тонн), Узбекистан – 24% (58,3 тыс.тонн), незначительно Таджикистан – 0,5% (1,1 тыс.тонн) и Россия –0,4% (0,9 тыс.тонн).

Экспорт продуктов растительного происхождения, отходов, используемых для кормления животных за 2020 составил 276,6 тонн на сумму $78 тыс., товар экспортировался только в Таджикистан, при этом за 2019 год экспорт отсутствовал. Также, экспорт такого товара отсутствовал за 4 месяца 2021 г. и за аналогичный период 4 месяца 2020 года.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться